Терапевтические маркеры
Маркер - это такой момент в терапии, когда определенное выражение переживаний или какое-то событие во взаимодействии сигнализирует терапевту о проблеме в эмоциональной переработке или во взаимодействии или о возможности вмешаться в происходящее. Появление определенных маркеров указывает эмоционально-фокусированному терапевту на определенные задачи и интервенции, которые приводят к определенному отклику или активности со стороны клиента и вносят вклад в изменения, происходящие на сессии. Маркерами в ЭФТ являются прототипические реакции - как эмоциональные отклики в адрес партнера, так и события во взаимодействии, определяющие опыт в отношениях и структуру отношений в паре. Для терапевта это сигналы, требующие внимания и вмешательства.
Интрапсихические маркеры
1 Рассказ об истории отношений или о проблемах в отношениях прерывается сильными эмоциональными реакциями. В этот момент партнеры обычно выражают аффект невербально: человек плачет, краснеет, отворачивается, кусает губы, сжимает руки в кулаки - и повествование или диалог прерывается. Задача терапевта в этот момент - сфокусироваться на аффекте и признать его и тем самым созда1ь на сессии безопасную обстановку для таких переживаний.
2. В рассказе об отношениях явным образом заметен недостаток эмоций. Клиент описывает драматические и часто травматические события в отстраненной манере, как будто это случилось с кем-то другим. Несоответствие между тем, что было сказано, и как это было сказано, а также подозрительное отсутствие эмоций привлекает внимание терапевта. Задача в данном случае - исследовать недостаточную вовлеченность в личные переживания, а также понять, что этот эпизод говорит об отношениях в паре, о вовлеченности партнеров в отношения и о том, как он определяет отношения.
3. В моменты сильного аффекта партнеры могут выражать убеждения относительно самих себя, другого партнера или их взаимоотношений, которые воспринимаются как несоответствующие данному контексту и кажутся слишком жесткими или разрушительными. Эти убеждения часто звучат как определения идентичности. Это своего рода декларации или утверждения относительно того, что из себя представляет человек как личность, другой человек, данные отношения или отношения в целом. Часто партнеры передают тот смысл, которым они наделили ключевые эпизоды во взаимодействии и который исключаю! возможность изменений, или развитие новых точек зрения, или поступление новой информации. Задачей в такие моменты является отражение и высвечивание этих убеждении; следует начать переопределять их как часть разрушительного цикла, управляющего отношениями пары.
4. Определенные вопросы привязанности могут быть идентифицированы, но они не признаются клиентом; или признаются, но отклик со стороны партнера блокирует разрешение этих вопросов. Например, жена пилит мужа в том, что он трудоголик, но не готова фокусироваться на собственном ощущении оставленности, на ощущении утраты. Задача тут - начать фокусироваться па этих вопросах и обозначить их как центральные в сохранении проблем и отношениях пары.
Интерперсональные маркеры
1. На первых сессиях терапевт обращает особое внимание на позиционные маркеры - то есть на комментарии или реакции, с помощью которых в отношениях регулируются близость - дистанция и вопросы власти. Эти маркеры проскальзывают в диалоге между терапевтом и каждым из партнеров, в диалоге партнеров между собой, а также в историях об отношениях, которые каждый из них рассказывает. Терапевту следует получить четкое представление о позиции каждого из партнеров в отношениях с другим и о восприятии и эмоциональной реакции каждого из партнеров на эти позиции.
2. Терапевт обращает внимание на маркеры негативного цикла. Наиболее распространенным циклом в нарушенных отношениях является некая форма преследования/критики и отстранения/избегания. Однако можно также встретить циклы отстранение-отстранение, когда оба партнера относительно не включены, и непостоянные циклы «нападение-нападение». При циклах «отстранение-отстранение» пара обычно рассказывает историю, из которой явственно следует, что этот цикл возник из паттерна «преследование-отстранение»; однако к моменту обращения в терапию преследующий партнер также стал менее вовлеченным и начал отстраняться. Пара рассказывает и демонстрирует терапевту, как занимаемая каждым из них позиция взаимодействует с позицией другого, создавая негативные само поддерживающиеся паттерны в отношениях. Терапевт прослеживает и проясняет такие циклы. Терапевту следует четко сформулировать описание цикла таким образом, чтобы супруги восприняли ею как релевантное и соответствующее их опыту. Далее они могут начать интегрировать предложенное описание в свою систему представлений об отношениях. Индивидуальные реакции помещаются в более широкий контекст цикла.
3. Терапевт обращает особое внимание на то, как партнеры взаимодействуют друг с другом, когда возникает возможность для позитивного контакта и эмоционального участия, и в частности - на то, как такая возможность блокируется. Это иллюстрирует, как внутренняя небезопасность привязанности каждого из партнеров воспроизводится во взаимодействии. Задача заключается в том, чтобы отметить, как паре удается вступить в позитивный контакт и исследовать, как происходит выход из такого контакта, например, когда один тянется к другому, а другой быстро перемещается в недоступную позицию. Если позитивный контакт создается на первых сессиях, задача заключается в том, чтобы сфокусироваться на таких событиях и отметить их как сильную сторону отношений.
Вмешательства
Вероятнее всего, на данном этапе эмоционально-фокусированным терапевтом будут использованы следующие вмешательства.
1. Отражение
На первых сессиях часто используется эмпатическое отражение переживаний каждого из партнеров по поводу отношений и отражение последовательностей во взаимодействии (позитивных и негативных), характеризующих отношения.
Пример
Терапевт. Итак, помогите мне понять, Дэн. Вы говорите, что когда-то Ивонна - отстраненная и тихая - казалась вам пленительной и загадочной, но сейчас это обескураживает и злит вас; кончается тем, что вы начинаете ее допрашивать, а она переживает это как «докапывание до нее». Это так?
2. Признание
Это особенно важно на первых сессиях. Терапевт транслирует следующую мысль: эмоции и реакции обоих партнеров законны и поняты и их реакции - лучшее решение, которое им удалось найти. Активное принятие каждого человека необходимо для прочного альянса и для процесса ЭФТ.
Пример
Терапевт. Кажется, я понимаю, Мария. Вы говорите о чувстве такого сильного, совершенно отчаянного желания знать, что Роб к вам испытывает, что угрозой навредить себе этими таблетками вы попытались положить конец этим ужасными сомнениям. Сомнениям и подозрениям, что ему все равно или что он мечтает от вас избавиться. Я понимаю, Роб, что вы переживаете это совсем иначе. Вы чувствуете себя так, будто с вами играют в игры, и это приводит в ярость; как будто Мария дергает вас за ниточки.
3. Пробуждающие отражения и вопросы
Эти интервенции всегда делаются в предположительной и очень уважительной манере, особенно - на нескольких первых сессиях, когда терапевт только знакомится с этими отношениями, а альянс еще не сформирован. Терапевт фокусируется на неясных и пока только угадываемых аспектах переживания, проясняя, как каждый из партнеров воспринимает и переживает проблему в отношениях, и идентифицируя позиции и циклы во взаимодействии. Это делается с особой заботой и уважением. Подобные отражения также охватывают все вопросы, касающиеся вовлеченности партнеров в процесс терапии, - их ограничения, тревоги и сомнения. Задачей этих интервенций является не столько активная переработка переживаний, сколько обеспечение доступа к тому, как переживаются отношения каждым из партнеров.
Пример
1. Терапевт. Как вы чувствуете себя, когда слышите, что Мария
говорит о вас с такой заботой?
2. Терапевт. Как это было для вас обоих, говорить со мной? Вы поделились многими трудными и болезненными вещами.
Усиления и эмпатические предположения на начальных сессиях используются значительно реже, хотя терапевт и может суммировать реакции партнеров в пробуждающей или выразительной манере, чтобы высветить цикл и/или переживания отношений каждым т них. Партнеров также явным образом побуждают поправлять терапевта и помогать терапевту лучше их понимать в случаях, если у клиентов возникает ощущение, что картина их отношений, которая складывается у терапевта, не имеет к ним отношения, не точна или вызывает дискомфорт.
4. Прослеживание и отражение взаимодействий
На начальной стадии терапевт особенно фокусируется на типичных поведенческих последовательностях, которые, по-видимому, определяют отношения и отражают проблемы, связанные с привязанностью. Прослеживание и отражение интеракций является существенной частью в идентификации паттернов во взаимодействии. Последовательности взаимодействий затем выстраиваются в сюжет в соответствии с тем нарративом отношений, который предъявляет пара, с описанием типичных инцидентов во взаимодействии и исходя из наблюдения за интеракциями на сессии.
Пример
Терапевт. То есть получается, что большая часть ваших отношений подпадает под такую схему: Фред чувствует себя оставленным, становится «склочным» и «вспыльчивым», а вы отказываетесь быть той, кого он «пилит», как вы это называете, и отстраняетесь еще больше. Это как-то так? Точно как это случилось здесь минуту назад, когда он потянулся к вам и ткнул вас пальцем, а вы отмахнулись от него и отодвинули стул.
5. Переформулирование
Эта интервенция может использоваться на первых сессиях, но на сравнительно неглубоком уровне. Даже на первой сессии терапевт может начать переопределять одного супруга как обделенною вниманием и заботой (депривированного), а другого - как нуждающегося в том, чтобы защищать себя дистанцированием. Однако применимость подобного переформулирования зависит от того, описывают ли клиент и свои переживания таким образом. Подобные переформулирования могут быть включены в часть описания цикла. В общем и целом процесс переформулирования проблем в паре начинается с того момента, когда пара вступает в контакт с терапевтом, с вопросов, которые терапевт им задает, с выбранного терапевтом фокуса внимания.
Некоторые переформулирования проходят красной нитью через всю терапию. Проблема пары описывается как самовоспроизводящийся негативный цикл, подрывающий безопасность привязанности; проблемные реакции обычно рассматриваются в контексте страхов, связанных с партнером, и значимостью партнера как фигуры привязанности, а не как недостатки характера, безразличие или враждебность по отношению к партнеру. Однако центральной задачей на начальном этапе терапии является вовлечение пары в терапевтический процесс и понимание сути интрапсихических и интерпсихических перипетий, структурирующих отношения.
Пример
Терапевт. Отодвигаться - это ваш способ постоять за себя, защитить себя от его «тычков», да? А для вас ткнуть ее пальцем - это способ сказать: «Я тут, впусти меня, обрати на меня внимание». Так?