Рафаил Нудельман: Загадки, тайны и коды нашего тела. Занимательная физиология человека

Dec 27, 2015 00:25



Почему в старости время летит так быстро?

Хогланд провел несколько экспериментов с пациентами-добровольцами. Искусственно повышая температуру их мозга с помощью небольшого внешнего подогрева, он убедился, что даже такое незначительное повышение температуры может замедлить ощущение времени на целых 2U%. Позже другие исследователи, заинтересовавшись публикацией Хогланда, провели опыты противоположного толка и показали, что такое же незначительное охлаждение тела способно заметно ускорить восприятие времени.
Но что, собственно, «замедлялось» или «ускорялось» во всех этих опытах? Хогланд предположил, что изменения температуры замедляют или ускоряют ход неких «часов» внутри мозга, причем «часов» особенных. Эти часы измеряли куда меньшие промежутки времени - минуты и секунды. Многие жизненные факты, знакомые всем нам, подтверждают, что такое подсознательное измерение в нашем мозгу действительно происходит.

Открытие Хогланда, сделанное еще в 30-е годы прошлого столетия, привлекло внимание многих других исследователей, которые постепенно накопили большой фактический материал по свойствам «кратковременных биологических часов». Так, в специальных опытах было показано, что крысы, натренированные нажимать рычаг через определенные интервалы, чтобы получить еду, утрачивают эту способность, если у них удалены клетки, вырабатывающие особый нейротрансмиттер (вещество, переносящее нервные сигналы от нейрона к нейрону ) - т. н. допамин. И напротив, если таким крысам вводить искусственный допамин, способность отсчета времени у них восстанавливается. Обнаружилось также, что допамин, подобно температуре, способен регулировать ход этих «кратковременных часов»: увеличение уровня допамина в мозгу ускоряет их ход, а понижение - замедляет. Видимо, именно этим объясняется тот общеизвестный факт, что в минуты опасности время кажется «остановившимся»: в таком состоянии допамин и другие нейротрансмиттеры буквально наводняют мозг, а это вызывает резкое ускорение хода «кратковременных часов», и они отсчитывают целые минуты, пока на самом деле проходят считанные секунды. Аналогичное ускоряющее действие оказывают на эти часы наркотики типа кокаина и амфетамина; а вот, например, марихуана, напротив, резко замедляет субъективное восприятие времени.

Ход «кратковременных часов» в мозгу может быть нарушен не только наркотиками, но и различными внутренними, органическими причинами. В таких случаях это нарушение может привести к тяжелым болезням. Данные последних исследований позволяют думать, что, например, такой тяжелый недостаток, как дислексия, связан как раз с аномалиями в субъективном восприятии времени, вызванными специфическими особенностями строения мозга. Статья, опубликованная в минувшем году в британском медицинском журнале «Ланцет», показала, что аналогичные аномалии (вызванные на этот раз недостатком допамина) могут быть также причиной болезни Паркинсона.

Но не только такими органическими факторами нарушается ход «кратковременных часов». Он может быть нарушен и вполне естественными причинами - прежде всего, старением. Увы, со старостью происходит и постепенное снижение уровня допамина, вырабатываемого клетками мозга. Вместе с этим (и, по всей видимости, из-за этого) начинается и замедление внутренних часов: часы, дни и целые недели кажутся проходящими куда быстрее, чем раньше, пролетающими совершенно незаметно, с какой-то пугающей скоростью. Специальные эксперименты, проведенные недавно психологами из Нью-Орлеана под руководством доктора Мангана, подтвердили этот общеизвестный факт объективно. Они предлагали испытуемым разного возраста оценить, когда, по их мнению, прошло 3 минуты (мысленно отсчитывая про себя каждую секунду). 20-летние люди определили этот промежуток времени с точностью до трех секунд; 60-летние сказали, что прошли 3 минуты, когда на самом деле прошли 3 минуты и 40 секунд! Люди промежуточного возраста показали и промежуточные результаты, но всегда с недооценкой истинно прошедшего времени. Да, тяжела шапка пенсионера!

Совсем недавно американским исследователям как будто бы удалось локализовать «расположение» загадочных «кратковременных часов» в человеческом мозгу. По мнению руководителя исследования д-ра Уоррена Мека, эти «часы» представляют собой группу особых, т. н. «колючих» нейронов, расположенных в средней части мозга, именуемой «стриатум». «Колючие» нейроны получили свое прозвище благодаря тому, что из них во все стороны торчат короткие шиповидные отростки. Тысячи таких нейронов стриатума соединены с десятками тысяч других нейронов, рассеянных по всему мозгу и занимающихся, по мнению доктора Мека, слежением за различными процессами, требующими непрерывной регистрации времени их протекания; «колючие» же нейроны, как считает доктор Мек, собирают всю эту информацию и каким-то образом «интегрируют» ее. Важное свойство этого «интегрирующего участка» состоит в том, что он расположен в непосредственной близости от клеток мозга, вырабатывающих допамин, - это, видимо, и приводит к столь сильной зависимости его работы от уровня допамина в мозгу.

Ощущение времени, Допамин, Рафаил Нудельман, Гормоны

Previous post Next post
Up