Фотографий больше нет, но хочется написать свои мысли и впечатления о поездке. В отличии от других поездок, я не вёл записей в этом трипе, хотя смартфон с собой был и даже ноут был, поэтому сейчас попытаюсь изложить по памяти.
Поездка безусловно удалась, невзирая на все минусы. Очень позитивные впечатления от страны, очень доволен фотографиями и воспоминаниями. С большим удовольствием поеду ещё раз, с учётом всех ошибок. Поездка была тяжёлой как психологически, так и физически, это надо будет исправлять в следующий раз. Любая поездка начинается с планирования и организации. поэтому сначала об этом.
ПиО трипа были отвратительные, по сути их не было совсем. Поездка была в июле, "типа планирование" началось в апреле, я о поездке узнал в июне, примерно за пару недель до выезда и что-то менять уже было поздно. Лучше учиться на чужих ошибках, глядя на печальный итог для организатора, твёрдо запомню не делать так. :)
С планированием есть такая проблема: с одной стороны по Норвегии полно отчётов в сети и даже подробных и даже с фотографиями, с другой стороны все они одинаковые и описывают лишь несколько самых известных мест затоптанных туристами. Более интересные, но труднодоступные места всё же найти можно, но копаться приходится дольше. Стоит потратить время, это окупится. Второй момент, не менее важный, это кемпинги. Несмотря на их обилие, имеется проблема выбора, по признаку расположения и по цене. Теоретически кемпингов очень много, практически же большая часть расположена довольно неудобно, или вдалеке от предполагаемых маршрутов и мест, которые планируется посетить или же наоборот в очень людных местах, вблизи трасс и прочих неприятных объектов, в результате стоянка там напоминает попытку поставить палатку на обочине автострады со всеми вытекающими. И цены варьируются от 150Kr, до 400Kr, например рядом с крупными городами или популярными достопримечательностями разрекламированными в путеводителях.
Кстати стоимость кемпинга считается очень хитро, она комбинируется из цены за машину, цены за количество палаток и количество людей. То есть минивэн и 4-х местная палатка будет стоить сильно дешевле, чем две легковушки и две 2-х местные палатки. Курс Норвежской кроны примерно 5,3 - 5,5р.
Как вариант мне видится составление перед поездкой двух списков, кемпинги в которых планируется останавливаться и во втором списке запасные варианты на случай если в планируемый кемпинг не успели доехать, не нашли, не было мест и т.п. Такой подход в нашем случае сэкономил бы нам очень много времени на поисках кемпинга после переездов, это бы время можно было потратить на сушку одежды, закупку продуктов и на отдых и сон, которых нам так не хватало всю поездку.
Второй момент по планированию это оптимизация маршрута. Когда точно известны точки планируемые к посещению намного легче выбрать оптимальный маршрут по дням, по перегонам, паромам и режиму. Причём, очевидно, что делать это дома или на работе за большим монитором и быстрым интернетом намного легче и комфортнее, чем с ноутбука в дороге или в кемпинге на полудохлом wi-fi, если он вообще есть, а то и просто по бумажной карте и кратким путеводителям. Я тут пишу вроде бы очевидные и простые вещи, но почему-то всегда в поездках получается именно неудобный вариант. Правда в Китае, Норвегии и Африке экспромты на месте получились вполне удачные, но всё же понятно, что при предварительном планировании было бы ещё лучше.
Теперь о хорошем. Что у нас получилось очень правильно и толково. Комплект вещей и снаряжения внезапно был идеальным. то есть ничего лишнего и при этом нехватки чего-то полезного не было.С учётом спешки и очень быстрых сборов это действительно удивительно, к примеру, куртку, кружку и газ мне курьер привёз за час до выезда. Из нестандартного полезного хотелось бы отметить инвертор 12v -> 220v, мы брали мощностью 750Вт, хватало вполне. Стоила 900р. От него успешно работал ноут, навигатор, заряжались все аккумуляторы для фотоаппаратов и телефоны. Не очевидный совет - купите запасных предохранителей. Так же полезно иметь автомобильный холодильник, потому что магазины в основном закрываются очень рано и продукты намного удобнее закупать сразу на несколько дней, а не ходить в супермаркет ежедневно, просто потому что лишнего времени нет да и с треков чаще всего возвращаешься поздно. Закупать продукты в круглосуточных магазинах на заправках в разы дороже и выбора там почти нет, чипсы, шоколадки, газировки и йогурты это не еда. Газовая горелка, турка и каны. Даже в кемпингах активно использовали, например кофе сварить быстрее на газу рядом с палаткой, чем бегать до кухни в крупном кемпинге. Изначально я хотел баллоны с газом вести из Москвы, но курьер облажался и привёз не то что нужно, поэтому покупали уже по ходу поездки. Вышло немного дороже, зато газ был всех видов и мои опасения, что я не найду баллонов для моей горелки не оправдались.
Штормовая куртка и термобельё. Летом в Норвегии холодно и даже очень, температура колеблется от +28С в солнечную погоду внизу до нуля возле ледников и наверху фьордов, когда погода портится. Рядом с водопадами водяная пыль в воздухе стоит стеной. На пароме когда небо затянуто тучами гулять по верхней палубе без штормовой куртки нереально. Верхняя палуба это 10-й этаж, на минуточку. И, как я уже писал, горное болото это не фантазия, сырость от таянья снегов повсеместная, нужна хорошая мембранная треккинговая обувь и одежда. Палатка, спальники и прочее типичное снаряжение по умолчанию.
Несмотря на отличные дороги, указатели и хорошую туристическую инфраструктуру Европы, навигатор очень рекомендую. Лучше два. Объяснять тут особенно нечего, просто поверьте на слово, очень нужная вещь. У нас был один гарминовский и у меня в iphone, помимо стандартного GoogleMap был закачан TomTom с картами Скандинавии, чему я неоднократно радовался во время поездки. Помимо собственно навигации он знает о радарах, знаках ограничения скорости и прочих полезных вещах. Легко найти на торрентах. Батарею высаживает моментально, поэтому выше написал про инвертор.
Машина должна быть хорошо подготовлена к поездке на такие расстояния. Такие, это 6000-7000км. У нас получилось именно столько в итоге. Просто чудо, что мы доехали без единой проблемы, не считая сгоревшего в 40км от дома предохранителя. И машин должно быть не меньше двух. Объяснения считаю излишними, и так всё понятно, на маршруте есть переезды по 150-250км по совершенно глухим местам, где трафик составляет 2 машины в сутки по большим праздникам, сотовая связь работает очень относительно, а сервисные службы и водители эвакуаторов говорят исключительно на родном норвежском. И я даже боюсь представить сумму, в которую обойдётся эвакуатор и услуги сервиса в Норвегии. Просто для справки, вдруг кто не знает, бензин в Норвегии стоит примерно 80р. за 1л. :) и это основная расходная статья поездки. Так что в Выборге очень рекомендую залить полный бак, дальше бензин в разы дороже. На всю поездку. понятное дело, не напасётесь, но две-три тысячи сэкономите легко.
Питание. Про рестораны и кафе можно забыть сразу. И даже не столько из-за цен, хотя они там способны шокировать даже москвичей, сколько из-за графика работы. Если ходить в треки, то питаться получится только тем, что приготовишь сам. Хорошая новость: вдоль трасс и в больших городах есть знакомые нам крупные сетевые супермаркеты, в которых цены точно такие же как, например, в австрийских или московских. Да и ассортимент тот же самый. С питанием у нас было очень хорошо, закупались раз в несколько дней, готовили в основном в кемпингах на кухне, вода там везде просто отличная, готовили обычно что-то глобальное в большом 5л. кане. На завтрак делали мюсли, чай, кофе, сандвичи и йогурты. К вопросу о готовке на горелке, очень рекомендую взять для горелки складной экран от ветра, у нас он оказался случайно, но без него в некоторых местах мы бы остались голодными точно. Брать без сомнений. Запасную горелку тоже.
В Норвегии дико дорогой алкоголь. Без шуток и без сказок. Вспоминая, как нас запугивали перед первой поездкой в Финку и как потом там оказались обычные цены, я не парился по этому вопросу и в результате у нас не было ни глинтвейна, ни лечебного резерва от простуды. Кому это актуально - закупайтесь в Duty Free сразу на всю дорогу. Цены в норвежских магазинах повергнут вас в шок. Самое дешёвое noname вино 500р. Хороший коньяк 5000р. за обычную бутылку. Это цена в крупном алкомагазине. В других местах мы вообще не видели алкоголя в продаже.
Традиционный совет: денег брать с запасом и кроме того брать хороший резерв на самый крайний случай. Банковские карты принимают везде. Абсолютно везде, даже в кемпинге в горах в 200км от ближайшего маленького городка, куда даже дороги нормальной нет. На маленьких внутренних паромах тоже. Более того, на ночных АЗС самообслуживание, заправиться можно только по карте, без вариантов. Поэтому обязательно перед поездкой сделайте себе временную карту просто под поездку, причём, в Норвегии своя валюта, в Швеции своя, а в Финке евро. Универсальную карту с разными валютами сделать не получится. Самый правильный вариант делать карту такого банка у которого внутренний курс конвертации максимально приближен к курсу ЦБ. В идеале равен курсу ЦБ. Такие банки есть, но их не много. Обычно у крупных и известных банков типа альфы, сбера и прочих помоек типа райфазена курсы обмена в самих банках очень сильно отличаются от внутреннего курса конвертации - он грабительский. Я не случайно выделил эти слова жирным шрифтом, лучше позвоните в свой банк и уточните, по какому курсу, вам будут списывать деньги именно при оплате покупок картой, не при снятии. Вам начнут вешать лапшу про то что курс меняется и трудно предсказать. поэтому вы сразу твёрдо попросите назвать вам зависимость или отношение внутреннего курса конвертации вашего банка к курсу ЦБ, или как пример, внутренний курс на сегодня и сравните его с текущим курсом обмена. Когда шок и возмущение пройдут начинайте искать новый банк.
Раз уж речь зашла о деньгах, краткая сводка о расходах.
Грин-карта на машину - 2700р. Цены везде одинаковые, можно брать хоть перед границей, разницы нет.
Паром Турку-Стокгольм в одну сторону 1 машина и 4 пассажира - 3 382,00р.
Виза Шенген - 35,00 €
Вся поездка длительность чуть более 3-х недель, включая все расходы от порога до порога - 80 000р. на машину (4 человека)
Наибольшую экономию даст палатка, экономичный двигатель и дополнительные пассажиры в машине на которых можно поделить расходы.
Совет напоследок. Три недели в одной машине может пережить далеко не каждая компания. Это очень тяжело психологически, намного труднее, чем скажем, 2 недели отдыха в одном коттедже в Альпах. Там по крайней мере днём можно разъехаться на разные склоны, вечером пройтись по барам и кафе и разойтись в разные комнаты, да и просто уйти гулять. Три недели это дольше по времени, переездов очень много и это очень отличается от стационарного отдыха. А из машины вы переходите в палатку, где опять те же люди. Да и палатка не коттедж. График поездки достаточно плотный, но если его разгружать, то посмотреть получится совсем мало. В боевом режиме перегоны чередуются треками, бывает плохая погода, трудные условия и отсутствие элементарного комфорта, горячего душа, регулярного сна, питания и сухой одежды. Все эти факторы приводят к сильной усталости, нервному истощению и обострению нервных реакций. В таком состоянии удовольствие от прекрасных видов, чудесной страны и путешествия в целом снижается. Трижды подумайте, стоит ли экономия таких рисков и потерь. У нас, к сильному общему удивлению всё прошло довольно удачно, особенно учитывая организацию и начало, но даже несмотря на это, мы сошлись во мнении, что в следующую поездку лучше ехать группами по двое, наплевав на стоимость. Оглядываясь на выезды в горы прошлых лет, компаниями от 8 до 16 человек,- я думаю это старость :)