"Поскольку мы считаем, что все нации равны и одинаково разумны независимо от своего материального благосостояния и традиций, то, следовательно, криминальное законодательство и законы и обычаи ведения войны, принятые этими нациями заслуживают уважения, как сознательно ими избранные. И поэтому, уважая культурные традиции этих наций, мы будем по обстоятельствам (то есть, в том случае, если наказание за подобные проступки у данной нации имеется и является более строгим) следовать их законам и обычаям в обращении с преступниками или во время ведения войны с этими нациями"
Шапиро М.А.,
Уважение культурных традиций Во время очередной дискусси о дискриминации, культурных особенностях и толерантности муж Оли
enka_letka - Сергей - посоветовал мне почитать рассказы М.А. Шапиро. В частности, Миррские хроники, причем начать следовало с "Уважения культурных традиций".
Делай другим то, что другие хотят сделать тебе. Причем желательно первым. - такова аннотация автора к его рассказу. У меня же возникли по прочтению несколько другие ассоциации. Рассказ представляется мне хрестоматийным примером одного из принципов межкультурной коммуникации - так называемого платинового правила нравственности, предложенного американским ученым Милтоном Беннетом в качестве альтернативы
золотому правилу нравственности.
Золотое правило нравственности - «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» с давних времен являлось основополагающим этическим принципом. Этот принцим базируется на симпатии - приязненном отношении к другому человеку, способности поставить себя на его место, руководствуясь, однако, своими способами интерпретации его поведения.
Очевидно, что применение золотого правила нравственности в теории и практике межкультурной коммуникации не только не помогает преодолевать сложности межкультурного общения, но и способствует возникновению новых конфликтов и недопониманий. А все потому, что люди, следующие этому правилу, используют свои ценности, обычаи, традиции - свою культуру - в качестве мерила для всех. Они убеждены, что то, что хорошо для них, будет хорошо и для других. В этом-то и заключается недостаточность золотого правила нравственности.
Платиновое правило Беннета гласит "поступай с друrими так, как они поступили бы сами с собой". В основе этого правила лежит способность к эмпатии, которая выражается в мысленном, интеллектуальном и эмоциональном проникновении во внутренний мир собеседника, его чувства и мысли с целью понять его поведение, причины действий и образ мышления. Таким образом человек преодолевает позицию "наивного реализма", согласно которой окружающий его мир является единственно правильной и приемлемой формой жизни, и приходит к осознанию относительности своего мировоззрения. А это уже первый шаг к межкультурному пониманию, а также признанию и уважению других культур.
Возвращаясь к рассказу Шапиро - в каждом обществе существуют системы социального поощрения и наказания. И, если теоретики и практики межкультурной коммуникации преимущественно описывают действие принципа эмпатии, основыванном на социальном поощрении, Шапиро дает наглядный пример применения эмпатии для осуществления наказания. Таким образом, рассказ "Уважение культурных традиций" представляет собой для меня существенное дополнение к теории межкультурных взаимодействий, подобное которому вряд ли встретишь в научных статьях и на страницах учебников.
P.S. Я прочитала еще несколько рассказов из Миррского цикла. Особенно зацепил рассказ
"Правила игры". Несмотря на то, что лично меня несколько напрягает явная критика конкретных культур и религий, я считаю, что произведения Шапиро заслуживают внимания и способствуют глубокой оценке многих вопросов межкультурных взаимодействий.
Литература:
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.