Ну, вот, написала пародию - и сама поняла, что имел в виду АС.
Дело в том, что стих про кастрата и скрыпача ещё сыздетства (когда на Пушкина было положено безоговорочно молиться) вызывал у меня непонимание, печаль, раздражение. Шутка остра, почти архетипична. Но почему оба персонажа ведут себя так дикобразно? Трудно поверить, что в царской России, которая была, конечно ужасным, ужасным местом по сравнению с СССР, дружба означала нечто настолько извращённое - когда один «друг» чванливо перебирает драгоценности на виду второго, нищего, вместо того, чтобы разделить с ним всё пополам, или хотя бы даже подарить один, самый мелкий, камушек. А второй продолжает называть первого другом - в непонятном, алогичном самоунижении. Впрочем, и он не лыком шит - поскольку парирует завуалированным глумлением над физическим недостатком компаньона, случайном для него, и столь кошмарном, что о нём даже вслух говорить неловко. Общий же смысл посыла выглядит как-то так: «не тебе, урод, людьми деланый, чваниться незаслуженным богатством».
На самом деле, тут взблёскивает дистанция между нынешней и той культурами, некоторые старательно забытые человечеством факты. Кастрат называется в сатире певцом не случайно. Ещё совсем недавно - чуть ли не до 1900-х - кастратов использовали как оперных певцов, и «производили» специально - для сохранения нежного, как бы детского, голоса. Знаменитые композиторы сочиняли для них партии - что теперь создаёт изрядные трудности для исполнителей... Понятно, что кастраты МОГЛИ быть очень богаты и осыпаны дарами высшего света за уникальный голос. Кому это соответствует в петербургских реалиях? Очевидно, коньюнктурщикам. Которые сладко поют для аристократии и получают награды за неиллюзорный дар, зато - не могут позволить себе «почесать мудя», то есть, то есть, высказаться в свободное от работы время, как на душу легло. That's all, folks. Извините, Александр Сергеич. Хотя, нет, не извините. Стишок-тось был написан как раз в эпоху, когда светоч наш был фанфарой Николая I. Так кого ж он имеет в виду?
По поводу же того, почему первый богат, но не делит по братски, пополам, побрякушки... Учитывая, каким картёжником был Пушкин... Всё тоже очень правдоподобно. Хотя, подача офигенно переворачивает моральный расклад вверх тормашками, так, что именно богачи выглядят жадными уродами, а поэт - несчастной жертвой. Как это красиво, как скальдично. Чё жадничаете, больше давайте, больше, а то потомки проклянут!
Присоединяйтесь на DreamWidth