Упоминать Дейла Карнеги в наше время - всё равно что ходить с птичьей какашкой на шляпе. В условном Малом Словаре Расхожих Мнений Интеллектуала статья о нём выглядела бы так:
Дейл Карнеги - первый из «коучей», осознавший, что людям можно парить мозги копеечной мудростью и техниками манипуляции (которые, впрочем, всё равно не работают). В жизни наверняка был полной противоположностью своих теорий - домашний тиран, отвратительный друг, просравший все отношения и умерший в одиночестве - иначе пришлось бы признать, что он действительно умён! Карнеги так давно на свалке культуры, и его недостатки обсасывало столько умных людей, что всё сказанное о нём будет набором банальностей. Культурный человек не говорит о Карнеги, не слушает о Карнеги, вообще не имеет Карнеги в голове.
Парадоксально, но само это мнение - главный аргумент, доказывающий, что советы Карнеги отнюдь не абсолютны, и с их помощью можно «подставить» самого себя. Но об этом - чуть позднее...
* * *
Косвенно с Карнеги я познакомилась ещё в СССР, где его рисовали, с одной стороны, первооткрывателем, реально продвинувшим искусство общения и дипломатии на новую ступень, с другой - соглашателем и прихлебалой, отрёкшимся от нужд народа и обучающим эксплуататоров ловчить. Поэтому, мол, как ни блистательно учение Карнеги, нашему народу оно чуждо. В период Перестройки симпатии к Карнеги кратковременно возросли на волне интереса к ранее запрещённому. Но затем он снова был утоплен в Лете, и извлекался оттуда лишь составителями нравоучительных кулинарных календарей и жёлтыми журналистами, делающими себе имя на безопасных разоблачениях позабытых кумиров («помните, был такой N? Уж как его превозносили, а он - быыыыдло, как вы, и даже хуже!»)
Ввиду всего этого у меня так и не нашлось времени прочесть что-нибудь из первоисточника, и даже представления о том, что Карнеги пишет, по чужим описаниям, сводились к набору «пустых бланков цитат в голове». Помню, что что-то мяконькое, общее, скрыто-навязчиво-неприятное, но что именно - совершенно из памяти вылетело.
На днях, однако, мне попалась в руки книжка «Как перестать беспокоиться», и я решила узнать лично, о чём же всё-таки конкретно этот загадочный Карнеги пишет. Результат меня изумил. Карнеги совершенно не похож на свой публичный имидж. Советы у него вполне дельные и не потерявшие актуальности даже в наше время. То, что они вовсе не примитивны, подтверждается тем, что часть его мудростей были открыты мной лишь в 25-30 лет и потребовали живодёрской работы над собой, а часть советов я до сих пор не могу выполнить, хотя, они стоят у меня где-то наверху списка «сделать ещё вчера». Формулировки - чрезвычайно кратки, ёмки, лишены воды. Воды, впрочем, много в «примерах из жизни» - составляющих 90% книги и поясняющих, как правила Карнеги применять. Лично я подобного не люблю, потому что такие «примеры» по большей части выражают то, что хочется видеть автору. Однако, для первой половины XX века формат «доказательств через истории» был нормой, и в её пределах Карнеги, опять-таки, на высоте - по качеству языка он конкурирует с романтическими писателями. Временами его находки изысканно-парадоксальны, как, например, совет не удивляться чёрной неблагодарности, поскольку даже Христа предал каждый шестой ученик. Кстати, о религиозности: навязчивость таковой можно поставить Карнеги в недостаток. Однако, даже тут он оценивает пользу религии с материалистической позиции - зачем она нужна человеку в этой жизни. Теологические догматы он не рассматривает от слова «совсем», к другим вероучениям относится, как к допустимым альтернативам.
Что определённо является изъяном Карнеги - так это отсутствие у него понятия «исключение». Хотя, автор не претендует на мировую истину, выражаясь осторожно - «я думал, и пришёл к выводу» - он не рассматривает и варианты, когда его советы могут не подойти к ситуации либо к человеку. Между тем, даже просто по описаниям тягостных переживаний у Карнеги - заметно, как много там личного материала. Автор меланхоличен, с трудом переносит схватки, его обуревают панические атаки... Несомненно, отдалённо похожие состояния переживал каждый, но большинство - совсем в другом качестве, и при ином арсенале талантов.
Один же из советов Карнеги, повторюсь, он опроверг на собственном примере. Это совет не тратить сил на борьбу с клеветой - спор лишь привлекает внимание, а пока молчишь, её могут просто не заметить. Однако, в итоге клевета свалила дело Карнеги - приведя к тому, что современная публика скорее возьмёт в руки вонючего клопа или труд Фрейда, чем книгу «первого психолуха-разводилы». В частности: когда я стала искать в интернете по словам «личная жизнь Карнеги», чтобы удостовериться, что он был букой и просрал полимеры в отношениях, то не нашла внятных подтверждений этому. Зато 90% того, что ставится ему в вину - оказалось городскими легендами, не имеющими подкрепления, а порой - нелепыми. Чаще всего Карнеги - в это трудно поверить! - обвиняют в том, что он умер от лимфомы в 66 лет (в расширенной версии легенды: покончил с собой, не выдержав мучений). Без комментариев. Вторая по частоте претензия - развод с первой женой-скандалисткой в 1931, который Карнеги, якобы, держал в строжайшей тайне, потому что как раз в это время писал в задуманной книге «Как завоёвывать друзей и пр.» главу про семейные отношения и не хотел падения продаж. Вот же циник. Но если наложить эту историю на временную линию, то обнаружится, что книга вышла ощутимо позже развода - на 5 лет. Наконец, про вторую жену Карнеги иногда с пренебрежением пишут, что «брак тоже быстро распался». По факту, они прожили вместе до смерти Дейла и двигали бизнес совместно, при этом Карнеги развил робкую Дороти до оратора и бизнес-вумен. После его смерти она стала лидером «Тренингов Дэйла Карнеги» и превратила их во всемирную организацию.
Я вот думаю: если про Карнеги столько врут, сколько врут про остальных «негодяев»?
Присоединяйтесь на DreamWidth