Aug 24, 2017 17:39
Сословное общество со всеми его достоинствами и недостатками. Это и не хорошо, и не плохо, это просто многое объясняет в нашем государственно-общественном устройстве. Сословное -- хорошо, пусть будет сословное, но тогда и ряд претензий отпадает, и ряд иллюзий отпадает тоже.
Leave a comment
Определение.
Социальные группы, члены которых от рождения обладают разными правовыми возможностями, называются сословиями; общество, составляемое такими социальными группами, называется сословным.
Сословное общество наличествовало в раннем и позднем Риме, раннем и позднем Средневековье, в Соединенных Штатах Америки с момента провозглашения независимости и наличествует там по сей день - и во все исторические моменты это были разные модели все того же сословного общества.
Разумеется, общество современных США невозможно сопоставлять с кастовым обществом средневековой Индии, и тем не менее, эти общества называются сословными; хотя сословная модель у них совершенна разная, но принцип общий.
Модель, которая существует сейчас в США (и которая стремительно укореняется у нас), впервые ярко всего проявила себя в поздней Римской республике (III - I вв до н.э.), когда были установлены лишь два сословия: нобилитет и плебс. Они были установлены по имущественному (а не родовому) принципу. Высшая власть во всех ветвях осуществлялась исключительно представителями нобилитета; чтобы претендовать на гос.должность определенного уровня плебею предстояло сначала стать нобилем, то есть вульгарно разбогатеть. Родившиеся бедными или богатыми имели разные правовые возможности - см.определение.
Прошу прощения за длинное вступление, так вот, к нашим баранам.
Базовым, а зачастую и единственным социальным лифтом, дающим бедному от рождения правовую возможность стать при жизни власть имущим, является доступное качественное образование.
Подчеркиваю: доступное и качественное.
Доступность и качество образования в СССР де-факто гарантировали каждому советскому человеку от рождения равные правовые возможности - только учись (насколько эти возможности были хороши и привлекательны, отдельный вопрос).
Так вот, реформы образования де-факто эту гарантию исключили. Нет, де-юре все гладко, по прежнему г-н М. объявляет, что юные топ-менеджеры просто хорошо учились (а не просто родились в богатых семьях), и тычет пальчиком в конституцию. Но фактически, доступное, то есть гарантированное государством бесплатное, как сейчас любят обзывать: "базовое", образование последовательными реформами выхолощено донельзя. За качество образования нужно отдельно доплачивать: на платных ли курсах, за факультативы, за допзанятия с репетиторами, за пособия, за экскурсии, в конце концов просто за возможность учиться в более сильной школе (см. принцип "Гостиница "Экономическая" из "Незнайки на Луне" Н.Носова). Так ведь плебсу негде взять деньги на качество образования (да и не очевидна разница в качестве обывателю). А без оного плебейским детям в нобили путь закрыт, по факту рождения.
Вот что я имею в виду, говоря о современном сословном обществе...
Прошу прощения за длинное объяснение еще раз, коротко говоря: платное образование формирует сословное разделение общества. Это не имха, таковы мои убеждения; это плохо; и это я имею несчастье наблюдать здесь и сейчас своими глазами.
(По моему разумению, платная медицина приводит общество к аналогичному результату, но это все же не моя сфера компетенции.)
Reply
Тогда я с Вами согласен. Нормальный чел не должен ходить в школу. Нечего ему там делать.
Reply
Эта система знаний - образование - может быть научной, псевдонаучной, религиозной, смешанной, гуманитарной, технической etc. Может быть также доступной и качественной, и именно такого образования я хочу для детей. Всех детей.
Я смутно себе представляю, что такое "нормальный чел", и что ему делать в школе... В сегодняшней образовательной или в школе вообще. Возможно, что и нечего.
Reply
Reply
Reply
Заметим, что сословное общество отличается от современного тем, что там вертикальная миграция подразумевает лишь перемещения внутри сословия.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment