17 июля
Вчера не писал. Переживал. Жалел, что начал вести дневник этот идиотский. Но сегодня утром проснулся и решил, что надо продолжать, раз начал. Да и на самом деле, как-то легче стало, когда написал про маму, будто камень с души упал. Я ведь никому про это не рассказывал, кроме Ваньки. Даже отцу. Ванька всё знает, уже давно. Но тоже никому не говорит. Ну и Генка знает, конечно. Я, когда колесо увидел отдельно от велика, то сразу всё понял. И Генка тоже. Когда уже скорую ждали, он подошёл ко мне и шёпотом предложил никому не говорить про ремонт колеса. Типа, маму уже не вернёшь, а мы в тюрьму попадём, если узнают. Мне-то пофиг было тогда, куда я попаду, но никто даже и не спрашивал нас про колесо это грёбаное. Просто разбилась на велосипеде и всё. Несчастный случай. Да.
Ну всё, хватит об этом. Опишу наши нынешние приключения. Лагерь поставили на берегу реки Делькю. Речка горная, быстрая, вся в перекатах. Первую ночь спать не мог, камни по дну грохочут без умолку. Теперь уже привык. Вчера пошли с В за дровами и наткнулись на старый шурф. ЕС сказал, что во время войны здесь золото добывали, по всей речке шурфы были. Сейчас все жилы выбрали, разработки заброшены. Но нам всё равно радость, потому что с дровами не надо мучиться. Разобрали топором остов шурфа, теперь дров полно.
Гора Берилл
https://bangkokbook.ru/zametki/gora-berill-83-foto.html Приобщили меня к рыбалке. Вечером, когда пришли на Делькю, В и ЕС стали ставить лагерь, а меня отправили хариуса ловить. Приманкой служили наши собственные волосы, ха-ха. ЕС состриг с каждого по пучку волос, ниткой примотал их на крючки и дал мне. Получилось три вида мушек. Я светлый, В брюнет, а ЕС седой. Прикольно. Я одел сапоги, зашёл на перекат и стал рыбачить. Просто опускаешь мушку в воду, вода её сама несёт по перекату, а там и хариус хватает. Так весело, оказывается! Вошёл в раж, где-то за час 20 штук наловил. На Ванькины волосы лучше всего клевало. Вечером рыбу пожарили, очень вкусно было.
Виды здесь роскошные! Прямо над нами высится снежный пик горы Берилл, справа от него тоже огромный горный массив Сунтар-Хаят. Где-то там гора Мус-Хая, самая высокая точка Якутии.
Снова ходим в маршруты. Уже втянулись, легко даётся всё. Сегодня 20км прошли и ни в одном глазу, словно на 5км сбегали. Помешала осыпь. Сверху постоянно камни летят, жутко. ЕС решил развернуться, завтра пойдём её обходить с другой стороны. Так что после обеда сегодня отдыхаем. Ну всё, вроде бы. Пошёл дежурить.
18 июля.
Утром взяли проклятую гору в лоб и обошли насыпь. Шли по краю ледника, было страшно и прикольно. Ледник трещит, двигается, потому и камни летят. До обеда управились. Сейчас ЕС работает в палатке, а мы с В снова бездельничаем, хариусов ловим. Точнее, он ловит, а я пишу. После обеда дал ему снова дневник почитать. Он сказал, что я «просто молодец!», и что из меня получится хороший писатель, во как! Надо взять на заметку, ха-ха. Ещё попросил, чтобы я побольше про маму рассказывал. Но я пока не знаю, что ещё писать. Богоугодное дело, говорит, душу очищать надо, каяться. Ванька у нас в Бога верует. Он с детства рисует хорошо, и после школы в художку пошёл. Там начал иконы писать и увлёкся. Теперь ходит, молится. Бабушка довольна, родители нет. Но он уже взрослый, так что сам решает. До того, как сюда поехать, новый храм расписывал в Подмосковье. Но деньги всё равно нужны, поэтому здесь. После поездки снова туда вернётся.
А я вот ещё не решил, куда учиться идти после школы. Отец говорит, на экологию иди, модная тема. Так-то хорошо, конечно, но в наше время без денег хреново жить. Я же хотел в археологи пойти, историком стать, к примеру. Копаешь себе потихоньку что-нибудь, в журналы статеечки пописываешь. Но так ничего не заработаешь, понимаю. А сейчас уже серьёзно задумался геодезистом-картографом стать, как ЕС. Фигле, он за одну экспедицию от 10 до 50 тысяч долларов получает. Минус расходы, конечно, но всё равно сильно. И оборудование классное у него - приборы всякие умные, ноутбук, спутниковый телефон. И всё время новые места, интересно же. И опасно, но это переживу как-нибудь. Правда, он сам говорит, что его профессия скоро умрёт, так как сейчас уже можно со спутников всё делать, просто очень дорого выходит, заказчикам дешевле таких как он нанимать. Но лет через 10-15 всё станет просто. Блин, вот и думай теперь, куда идти…
20 июля.
Два дня ходьбы по горам, сил нет писать. Погода испортилась, холодный ветер постоянно. Но есть и хорошие новости: завтра последний маршрут! Потом ЕС будет свои карты рисовать. До вертолёта ещё неделя остаётся, поэтому ЕС предложил пойти в верховья и заготовить красной икры. Оказывается, с другой стороны хребта речка бежит, и туда рыба заходит из Охотского моря. Прикольно, мне нравится идея!
21 июля.
Ура, все маршруты пройдены! ЕС нас поблагодарил за хорошую работу, сказал много душевных и тёплых слов. Настоящий командир, с таким и в огонь, и в воду не страшно. Завтра с Ванькой полдня отдыхаем, затем начинаем потихоньку снимать лагерь. Погода, кстати, портится, как бы снова дожди не пошли…
22 июля.
Весь день моросило. Всё мокрое, тяжёлое, но мы уже привыкли. Смотрю на своё тело и не могу нарадоваться. Ноги стали мышцатыми, руки окрепли, на животе кубики проявились, даже походка изменилась, Ванька сказал. Буду теперь первым парнем в школе, хаха. Продрыхли с В полдня, потом начали собираться. Завтра мы с ЕС идём за икрой, а В остаётся в лагере ждать. Я предлагал жребий бросить, но В сказал, что он, наоборот, хочет остаться и порисовать. Вот и отлично, а то я бы от тоски в лагере сдох за эти дни. В 5 утра выходим с ЕС на речку. По карте расстояние 37км, по долине двигаться несложно, к вечеру должны дойти. С собой берём маленькую резиновую лодку, обратно на ней приплывём по течению. Классное должно приключение получиться!
23 июля.
Прибыли на место. Перешли речку вброд, на той стороне берег положе был и кое-какой лес имеется для дров. В 5 часов я уже костёр разжигал, быстро мы управились! Три раза останавливались на перекус, речку брОдили раз 50, наверное. То по одному берегу скалы, то по другому. Но ничего, обратно зато на лодке пойдём. Есть перекатики небольшие, но так даже веселее. Весь день дождик моросит, всё промокло. Сейчас ночуем, завтра пойдём выше, 3-4км, там озерцо небольшое. ЕС говорит, что в нём как раз рыба и должна нереститься. Посмотрим… Ужинали гречкой с тушёнкой. ЕС свою очередную фляжку со спиртом опорожнил на радостях. Я не стал пить, противно спирт этот глотать. ЕС наклюкался и начал песни петь на берегу. Я накачал ему лодку, он в целофан в ней закутался и захрапел. Себе я палаточку поставил, вот пишу сейчас, свечку жгу…
24 июля.
Не знаю, прочтёт ли это кто-нибудь… Вдруг найдут… Выживу ли? Должен, по идее. До лагеря всяко дойду, а там и вертолёт прилетит. Тогда и станем искать лодку. Я не верю, что ЕС погиб, вот просто не верю! Он здоровый, могучий, опытный - справится. Пишу, а слёзы душат. Жалко ЕС, себя, Ваньку, даже отца своего. И страшно… Аж трясёт меня.
Короче, что случилось… Ночью лупил сильный дождь. Помню, что просыпался, думал: как там ЕС под дождём, в лодке то? Но не вышел, не посмотрел… Потом снова уснул, и открыл глаза уже в 10-ом часу. Странно, думаю, а чего это ЕС меня не разбудил? Ведь договаривались в 7 утра вставать. Вылез и палатки и увидел. Река поднялась за ночь, вода у самой палатки. Ни лодки, ни ЕС, ни костра с посудой - ничего. Всё покрыто водой. Я в панике давай бегать по берегу, искать лодку, кричать ЕС, но никого. Вернулся к палатке, а та уже почти в воде стоит. Быстро собрал её и вещи, перенёс повыше. Дождь всё идёт. Ни вещи просушить, ни палатку. Кое-как снова её поставил, залез вовнутрь, стал смотреть что у меня есть.
Нож на ремне. Спички, соль - всё в отдельных пакетах и не промокло. Спасибо отцу, хорошо меня упаковал перед отъездом. Повезло и в том, что продукты были у меня в рюкзаке, а не у ЕС. 4 банки тушёнки, 2 сгущёнки, 2 пакета макарон и 1 гречки. Чая полно, только начатый пакет, и 2 уп овсяного печенья. Сахар рассыпался и промок, но это не беда - я его всё равно не ем. С таким запасом продуктов можно неделю протянуть, думаю. Посуду унесло водой, но можно пустую консервную банку приспособить… Жалко, что ракетница у В осталась, а карабин уплыл вместе с лодкой. Чем от медведя обороняться, если придёт, не знаю. Надо копьё какое-нибудь выстрогать, что ли? Хотя, что ему моё копьё деревянное? Подумаю ещё…
Так, теперь надо успокоиться и решить, что делать дальше. До утра всё равно надо сидеть на месте, вдруг ЕС выплыл и придёт сюда. Не бросит же он меня, правильно? А потом надо двигать на базу. Мы же рассчитывали на лодке, часов за 5 доплыть, а тут пешкодрапом, часов 9 мне идти минимум. Речки ещё вздулись, как их вброд пересекать? Снесёт нафиг, костей не соберёшь. Ха-ха. Придётся по горам ползти. Но сидеть тут тоже смысла нет. И дождь всё не кончается, знобит уже от мокрого холода. Вот жопа то какая…
Ладно. Время 2 часа дня. Костёр бесполезно разводить, попробую в спальнике мокром согреться. Сгущёнкой с печеньем пообедаю.
Продолжаю. Делать нечего, так что буду писать. Так как-то веселее немного. Хотя, какое тут веселье, к чёрту. Сам того не ожидая, пригрелся в спальнике и уснул. Проснулся в 6-ом, уже смеркалось. Снова походил по берегу, покричал ЕС, но бесполезно. Попробовал костёр разжечь, почти полкоробка спичек извёл, тоже не получилось. Леса тут мало и весь мокрый насквозь, даже щепки не загораются. Бросил эту идею и снова в палатку залез греться. Догрыз пачку печенья, сгущёнку на утро оставлю. Вот…
Снова маму вспоминал. Как она почти сутки в яме просидела. Она потому то за отца и вышла, что он ей жизнь спас. На практике они тогда были, пять человек студентов. Три девушки и два парня. Ещё рабочие какие-то, что-то там копали. Где-то в Якутии, насколько помню, под Мирным. И надо было мешочки с пробами отнести в основной лагерь экспедиции, километров в 15 от них. Вызвалась мама, она всегда любила активничать. Её хлебом не корми, дай по тайге побегать. Позавтракала и помчалась. А суть в том, что 15 км было по дороге, по сопкам вниз-вверх, а напрямую всего 7-8, по валежнику. Мама и решила спрямить, чтобы поинтересней приключение получилось, значит. Шла себе, пробиралась через буреломы, как вдруг полетела вниз и очутилась в яме. Дело в том, что в вечной мерзлоте иногда образовываются такие круглые дырки. Лёд вытаивает по какой-то причине, и земля проваливается. Вот в такую дырку мама и попала. На дне и по стенкам лёд, а по пояс мокрая холодная глина. Выбраться никакой возможности. Ноги из жижи не выдернуть, скользят, опоры нет. Нож тоже она не взяла, так бы хоть ступеньки можно было попытаться вырубить во льду. Кричать бесполезно, слишком далеко ушла. Смогла схватить какой-то корешок дерева, уцепилась за него, подтягивалась и по очереди выдёргивала ноги, чтобы хоть немного погреть. Она понимала, что искать её начнут не скоро, так что надо было держаться. Искать её начали только во второй половине дня. Повезло, что из основного лагеря случайно пришла машина. У приезжих и спросили, а чего студентку то не захватили? Она же у вас там должна быть? А те и отвечают, что никого не было. Связались по рации, выяснили, что никуда мама не приходила. Всполошились, начали искать. Одна цепь шла по левую сторону от дороги, вторая по правую. Самое интересное, что рядом с ямой прошли, но не заметили. Мама, скорее всего, просто «выключилась» в тот момент и не слышала криков. Она уже в бреду была горячечном. Потом стемнело. Поиски решили возобновить утром, привезти собак из посёлка. И только мой будущий отец продолжал искать. Он тогда был влюблён в маму, ухаживал за ней, а она вообще внимания на него не обращала, не нравился он ей. Вот он и продолжал с фонарём бродить по валежнику один. И мама вдруг услышала его крики, отозвалась охрипшим голосом. Уже к полуночи время было, то есть мама там 14 часов провела в этой яме. Чудом выжила. Жуткое переохлаждение получила. Полгода провела в больнице после этого. Больше всего боялась, что детей не сможет иметь, но всё обошлось. Ну, а после выхода из больницы отец ей предложение сделал, и она согласилась. Вот так вот всё и получилось.
Так что, раз мама продержалась в таких ужасных условиях, то я и подавно смогу. Дождь то стихает, то вновь лупит порывами. Ладно, попытаюсь уснуть. Утро вечера мудренее.
Продолжение
в следующей части...