Трудная работа над ошибками

Apr 13, 2022 11:42


ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ СОЗДАН И РАСПРОСТРАНЕН ЛИЦОМ, ВКЛЮЧЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Мой коллега Александр Кынев написал важную статью «Оппозиция после катастрофы: просвещать, а не каяться». Полностью он ее опубликовал в своем телеграм-канале. и мне для начала хочется процитировать из нее самые важные фрагменты:

«Катастрофическую ситуацию разгрома и исхода сопровождает внутренний кризис, когда внутри самой оппозиции налицо очевидный раскол в вопросах о том, кто виноват и что делать… Часть оппозиционеров (не самая большая, но медийно очень активная), пишет эмоциональные призывы про общую вину, необходимость каяться, стыде быть русским и т.д. … Этот вопрос может показаться чисто философским умозрительным, но имеет фундаментальное значение с точки зрения того, есть ли вообще у нынешней российской оппозиции будущее. Речь именно о ней в целом, а о не конкретных персонах…

В реальности это история … про то, что будет потом, и что на самом деле нужно сделать чтобы это никогда не повторилось. Неверные акценты ведут к неверным выводам. Во всем этом диспуте про коллективную ответственность, которую многие пытаются превратить в коллективную вину, есть три важных момента, которые нужно понимать.



Во-первых, вся эта история с заламыванием рук и пафосными призывами ко всем за все покаяться - это полное публичное самоубийство оппозиции и бесценный подарок власти… Совершенно очевидно, что выходить к людям и вместо программы изменений страны и власти объяснять им какие они темные, отсталые, сами в ответе за все плохое и должны сами за свою же убогую жизнь покаяться, а потом надеяться, что они вас поддержат и за вас проголосуют, по меньшей мере наивно…

Во-вторых, история с призывами к всеобщему покаянию в реальности это еще и история про публичную индульгенцию для самой власти. Ведь раз виноваты все, и оппозиция тоже, то власть просто делала то, что позволяло, а значит хотело общество…

В-третьих, разговоры про общую вину размывают и нивелируют личную ответственность некоторых представителей самой оппозиции, которые успели поработать и в госпропаганде, и поработать на власть в качестве технологов, и поорганизовывать бойкоты тогда, когда действиями можно было на что-то повлиять, и заниматься травлей других представителей той же оппозиции и т.д. Но раз виноваты все, то личная вина уже как бы и не совсем личная, и про нее можно и вообще не вспоминать…

Если слишком сильный акцент на разговоры про вину и покаяние в реальности не несет никакой пользы и никак не может вывести ситуацию из кризиса, что же делать?

Первое и самое главное: если вы хотите, чтобы люди вас понимали, надо говорить на понятном и доступном людям языке, а не высокомерно поучать их…

Второе. Российский авторитаризм имеет вполне ясные и четкие институциональные причины. Всегда и везде успешный отход от авторитарного и тоталитарного наследия возможен только путем глубоких институциональных реформ. Для этого надо прямо говорить, что главная причина катастрофы и кризиса, это чудовищная концентрация власти в одних руках… Сейчас самое время указывать не на абстрактный «плохой» народ, а на создателя и символа этой системы, и формулировать планы, как надо устроить российское государство после неизбежного падения нынешней системы, чтобы авторитаризм никогда больше не восстановился… В реальности, трагедия-2022 стала возможна и была порождена перекосами Конституции 1993, когда во имя “автократии во имя реформ” в конечном счете была сформирована система, которая не могла не превратиться в “автократию во имя автократии”.

Третье. Если мы хотим изменить страну, надо в ней оставаться. Очевидно, что соображения безопасности для многих на какой-то период делают отъезд практически неизбежным. Но он должен быть временным и надо возвращаться, как только появится такая возможность… Для изменения общества мы должны понимать, что возможно, а что нет, что может быть понято и принято, а что нет. Если мы хотим, чтобы трагедии не повторилось, в первую очередь мы должны знать, понимать и любить свою страну».

На мой взгляд, это очень хороший текст для начала серьезного разговора, чтобы не замыкаться на неизбежном вопросе «Кто виноват?», а одновременно искать ответ на вопрос «Что делать?».

Я сейчас тоже мучительно думаю над вопросами: где и когда мы ошиблись? Хотя не уверен, что вопрос правильно поставлен. В первую очередь: кто такие «Мы»? Вероятно, все, кто хотел построения цивилизованной демократический правовой России. Но мы все разные, мы думали и действовали по-разному все эти тридцать с лишним лет. Возможно, кто-то в какие-то моменты был прав, и если бы все сторонники демократии вели себя так же, мы бы пришли к другому финалу. Но, увы, споры о прошлом мало полезны. Никто точно не знает, что было бы, если бы кто-то повел себя по-другому. Не исключено, что было бы не лучше, а хуже. Кто знает, может быть тогда столкновение между двумя странами произошло бы гораздо раньше - как столкновение Сербии с Хорватией.

А может быть главная ошибка была в надежде, что Россия сможет быстро стать на демократические рельсы? И демократы переоценили перспективы, и теперь могут сказать о себе словами Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул как на пятьсот - и спёкся».

Может быть, России, как в свое время Англии и Франции, предстоит еще долгий путь к демократии через взлёты и падения?...

Я в последнее время читаю в основном про 19-й век. Как много было надежд в 1860-е, как много сил было потрачено людьми, которых с двух сторон травили как «либералов». Хочется сказать, что «их дело не пропало». Но, увы, слишком много сил было затрачено впустую.

Сейчас, видимо, надо настраиваться на долгую дорогу. Не надеяться на скорый электоральный успех, что не отменяет необходимость добиваться хотя бы скромных успехов на электоральном поле.

Но просвещение - это, вероятно, главное поле деятельности. Не погасить, сохранить свечу знаний, идей, разума. Запечатлеть то, что с нами случилось. Когда-нибудь это все пригодится.

Кынев, история, Конституция РФ

Previous post Next post
Up