5 августа 2020 г. в Москве прошел V Съезд Союза профсоюзов России. В нем участвовали представители трудовых коллективов из самых разных городов. С самыми разными проблемами. Впрочем, все эти проблемы сводятся к одной: непомерной наглости и жадности зарвавшихся работодателей. Итак, съезд СПР, зарисовки с натуры.
НАС ВЫВЕЛИ С ОХРАНОЙ ЗА ТЕРРИТОРИЮ ЗАВОДА
«Я являлся работников «АЗ «Урал», слесарем механосборочных работ пятого разряда, пока меня не уволили. Увольнение было абсолютно незаконно», - рассказывает автору материала о событиях, произошедших на «АЗ УРАЛ» (г. Миасс, Челябинская обл.) Михайлов Юрий Николаевич, заместитель председателя первичной организации работников «АЗ «Урал» (входит в состав СПР).
Началось всё как обычно. Работодатель решил поэкономить на работниках. В данном случае - на оплате сверхурочных. Отметим, что жулики даже не скрывали своего намерения. «На первом собрании директор по персоналу (Гуськов Владимир Иванович) так и заявил, что этот график вводится для того, чтобы сократить расходы предприятия на сверхурочные работы, на работу в субботу». Да. Трудно не назвать такую «честность» похвальной. В любом случае работникам в качестве выходных предлагалась не суббота и воскресенье, а воскресенье и один день в середине недели по усмотрению работодателя. Данная экономия работникам не понравилась.
«Мы от него (нового графика работы) отказались, проводили пикет (при участии ОКП, РКРП, МОК, Левого фронта и других коммунистов, а также яблочников и МПВП). Обратились в Трудовую инспекцию. Трудовая инспекция нам ответила, что график ущемляет права работников (напоминаем, по ст. 110 Трудового кодекса РФ - продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть меньше 42 часов). Поэтому Трудовая инспекция обязала работодателя отменить данный приказ. Работодатель отменил график и буквально через несколько дней принёс новый приказ с новым графиком, немножко видоизмененным под Трудовой кодекс, но, всё равно, ущемляющий права работников.
По старому графику у нас было 4 рабочих недели в месяц и в каждую неделю разделённый выходной. Теперь у нас неделя - разделённые выходные, неделя - выходные вместе».
Отметим, что никаких изменений в производстве, которыми мог быть обоснован данный приказ, не происходило. Впрочем, представитель работодателя уже объяснил с завидной откровенностью, зачем оно было надо. Впрочем, коверканьем времени отдыха работников работодатель не ограничился:
«Буквально перед увольнением нам принесли кодекс корпоративной этики, принятый у них в 19-м году. В конце нужно было поставить свою подпись, что мы обязались буквально докладывать на других работников. Члены нашего профсоюза отказались».
И вот, наконец, работодатель приступил к окончательному решению проблемы.
«Было изготовлено дополнительное соглашение к Трудовому договору (о всё тех же раздельных выходных). Нас начали вызывать по одному. Попытались методом запугивания склонить подписать его. Мы пытались договориться, чтобы с нами разговаривали со всеми вместе, чтобы было всё открыто и не было никаких инцидентов. В ответ - отказались, вызвали охрану и проводили за ворота. Заставили сдать спецодежду и инструмент».
Естественно, складывать руки работники не собираются:
«Будем восстанавливаться, обращаться в суд, в Трудовую инспекцию. Придавать максимальную огласку. Чтобы другие работники узнали, что есть возможность вступать в наш профсоюз, бороться за свои права».
ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ СПР - МЫ ОБЪЯСНИМ!
Второй собеседник автора - Матвеев Николай Николаевич. Председатель центрального совета территориального отделения уральских грузоперевозчиков межрегионального профсоюза водителей профессионалов. Тема беседы - солидарность с работниками «АЗ «Урал», страдающими от наглости потерявшего берега работодателя.
«Беспредел, если кратко», - комментирует ситуацию Николай Николаевич. - «Беспредел, с которым надо бороться. Зажравшиеся директора автомобильного завода Урал наехали на обычных рабочих. Которые зарабатывают именно то, что они (директора) поглощают впоследствии. Вероятно, им мало. Они решили снять с них ещё одну шкуру или показать, кто там главный. Они не учли одну вещь. Ребята являются членами довольно серьезной организации - Союза Профсоюзов России. Кто не может осознать, что такое - Союз Профсоюзов России, пускай вспомнит, что такое - Межрегиональный союз водителей профессионалов. Как водители профессионалы в один день собирались и поднимали на дыбы практически всю Россию, перекрывая трассы, города своими грузовиками. Так вот, пускай это будет заявлением для руководства завода «АЗ «УРАЛ». Пускай это послужит другим уроком.
Вот такой вот серьезный профсоюз МПВП - это всего лишь одна из составляющих СПР. Вы тронули людей, которые имеют отношение к нам. Вы их не просто тронули, вы по беспределу на них, извините, наехали. Ответная реакция от всех дружественных профсоюзов будет. Вам её долго ждать не придётся. Мы готовы рассмотреть и ваши извинения, и обсуждать эту ситуацию в дальнейшем. Что впоследствии состоится. Мы будем это обсуждать. Но ни Союз профсоюзов России, ни те подразделения, которые входят в него, не позволят ущемлять права членов профсоюза».
А. Зимбовский РК-инфо