Имя Китти Дженовезе в социальной психологии имеет, наверное, такой же вес, как имя Розы Паркс - для правозащитников. Эта молодая девушка была жестоко убита в результате двух нападений, совершенных в подъезде ее дома в сравнительно безопасном и людном районе Нью-Йорка и, как утверждает теория, ставшая основой для масштабных исследований и горы хайпа, в присутствии 38 свидетелей, которые не предприняли ничего, чтобы ее спасти. Эффект свидетеля описывает феномен, связанный с так называемой диффузией ответственности, возникающей в больших группах, из-за которой шанс на получение помощи в критической ситуации уменьшается пропорционально количеству наблюдающих. То есть если вы попали в аварию или на вас напал маньяк, большинство свидетелей будет просто стоять и смотреть с убеждением, что вмешаться и помочь жертве должен кто-то другой. Если же у происшествия всего один очевидец, как правило, он действует намного более решительно и эффективно.
Несколько экспериментов, проведенных в 70-х годах подтвердили, что в критических ситуациях важную роль играет однозначность (ситуация должна легко считываться как критическая), среда (в незнакомой обстановке скорость реакции снижается) и групповая сплоченность (группа знакомых людей действует значительно эффективнее, чем группа незнакомых).
Случай Китти Дженовезе стал знаковым только после того, как о нем упомянул шеф полиции Нью-Йорка, обедавший со своим другом, редактором New York Times, и жаловавшийся на равнодушие населения и отказ от сотрудничества с полицией, что сильно затрудняет расследование. Журналист ухватился за это дело, назвав ее «материалом для бестселлера», и спустя некоторое время вышла статья, в которой трагедия с участием психически больного преступника и его случайной жертвы представлялась как следствие тотального равнодушия жителей Нью-Йорка и больших городов в целом, пренебрежения своим гражданским долгом и чуть ли не свидетельство греховности человеческой природы. На жителей района Kew Gardens хлынула волна критики и осуждения, многие из них были вынуждены переехать. Дело Китти Дженовезе прославило и обогатило многих журналистов, психологов, полицейских и стало поводом для возникновения волонтерских гражданских патрулей и 911 - первой в истории объединенной спасательной службы.
В действительности, конечно, все происходило совершенно иначе. Был всего один свидетель, отказавшийся разговаривать с полицией и заявивший о том, что «его это не касается» - его слова были подхвачены и растиражированы прессой, в то время как имя соседки Китти, на руках которой она умерла, даже не упоминалось в прессе. Несколько соседей, слышавших шум борьбы и крики жертвы, но не понимавших, что происходит, позвонили в полицию, однако реакции от нее не последовало.
Эйб Розенталь, тот самый могущественный редактор New York Times, не только хорошо заработавший на этой истории и написанной о ней книге, по словам автора оригинально статьи, дал инструкции журналистам представить ее в очерняющем для свидетелей свете и выбросить из повествования факты, не подтверждающие основную линию. Несколько десятилетий спустя газета даже опубликовала опровержение и признала намеренное искажение - не последнюю роль в этом сыграл брат Китти, проведший собственное расследование и снявший документальный фильм об этом деле.
Как принято в любой науке, тем более в такой неточной, как психология, недавно были повторены оригинальные эксперименты, но уже не в лабораторной среде, а в реальных условиях. Как и ожидалось, результаты оказались почти противоположными. Жители трех городов: Аместердама, Кейптауна и Ланкастера дружно и быстро вмешивались в любую критическую ситуацию и помогали пострадавшим. Присутствие оружия и женщин, впрочем, оказывали определенный тормозящий эффект, но общие результаты эсперимента подтвердили, что эффект свидетеля лучше характеризует его теоретиков, чем тех, кому он приписывается.
Это очевидно тот случай, когда субъективность и зависимость от интерпретации иллюстрирует слабые стороны того, что мы привыкли называть научным подходом, в особенности когда он применяется к чему-то настолько сложному, как человеческая психика.