Оно пришло ко мне внезапно, когда я добрался до культового альбома Global Communication 76:14. Там говорится, что "глобальная коммуникация является эмоциональным выражением чувств, передаваемых посредством звука", а ведь что это, если не суть музыки. Немного переформулировав эти слова, я открыл для себя исчерпывающее определение музыки.
Музыка - это глобальная коммуникация, в которой посредством звука передаётся эмоциональное выражение чувств.
Я даже могу объяснить, что это значит. Начнём с того, что раньше я никак не мог найти хоть сколько-нибудь удовлетворительное
определение музыки. Всё вроде похоже на правду, но суть ускользает. Конечно, можно жить и без чёткого определения, но всё же. А суть оказывается относительно простой. Во-первых, музыка является коммуникацией. Это сообщение, у которого есть адресант и адресат. Или, лучше сказать, человек может создавать, распространять и слушать музыку. Более того, у человека бывает стойкое желание целенаправленно осуществлять любое из этих действий. У всех людей по-разному, но вообще у человека так. Во-вторых, эта коммуникация глобальна. Она всеохватывающа, потому что языковые и культурные барьеры крайне слабы, так что музыка так таковая глобальна. В-третьих, музыка передаётся посредством звука и только так. Только звуковые волны доносят музыку до человека, ибо аудиальная модальность. В-четвёртых, речь идёт о передаче эмоций. Эмоции вообще довольно экспрессивная и даже коммуникативная штука, ну и музыка производит всё же именно эмоциональное впечатление. Наконец, в-пятых, в основе музыки лежат чувства. Поскольку они непосредственно передаваться никак не могут, постольку вообще и существует вся эта коммуникация, в том числе музыка.
Музыка не является языком. Но речь в ней может присутствовать. При этом музыка не обязана передавать какой-то конкретный смысл. Что касается эмоционально-экспрессивного компонента речи, то да, в нём корни музыки и есть. Хотя и не принято считать эмоциональную коммуникацию в речи музыкой, она ей, по сути, является. Это утверждение спорно и условно, потому что речь вообще о другом, а потому "музыкальный" компонент обычно не осознаётся, оттесняется коммуникацией смысловой. Но, если подумать, между эмоциональной компонентой речи и пением как музыкой практически нельзя провести границу, некоторые музыкальные жанры и формы очень намекают на это. С другой стороны, музыка оказалась шире, потому что голос не имеет никакого концептуального преимущества перед другими способами звукоизвлечения для музыкальной коммуникации. Ещё музыка считается искусством. Мне лично кажется, что это односторонняя и необязательная характеристика. Это вторично по отношению к коммуникативной сути. А тот факт, что у людей есть музыкальный вкус, говорит о том, что коммуникация не всегда проходит удовлетворительно. Какая-то музыка вызывает искомый спектр переживаний, а какая-то вызывает только отвращение, например, или никак не цепляет вообще. Здесь хорошо прослеживается эмоциональная суть музыкальной коммуникации, всё на этом сходится. Историческое развитие музыки, как видится, не входит в противоречие с обсуждаемым определением. Сейчас музыка носит характер массовый, она может распространиться на неопределённо большую аудиторию, хотя так было не всегда. Интересно, что в музыке часто одно сообщение является слабо дробимым на части, даже если множество людей это сообщение воспроизводит со своими индивидуальными нюансами. Однако это уже мелочи. Неизменное и общее во всей музыке - только то, что сказано в определении.