«Сталинград»: самый громкий крик - тишина

Oct 16, 2013 21:39


Мне снится пепел…
Борис ГребенщиковСамый раскрученный отечественный кинопроект этого года, номинант от России на премию «Оскар», первый в истории нашей страны фильм, снятый в формате IMAX 3D, - пропустить «Сталинград» на большом экране было непозволительно. Тем более что он ко всему прочему породил массу эмоциональных дискуссий в СМИ и интернете. Так и хотелось составить своё мнение.


Поскольку рассказывать о сюжетных подробностях - дурной тон, и дабы не портить уважаемым читателям впечатление от просмотра, поделюсь-ка я лучше субъективными наблюдениями.
Первое - несмотря на то, что прокат продолжался уже пятый день и «ломовые» выходные были позади, зал был заполнен процентов на 80 - 90 %. Люди выкупали билеты даже на второй ряд анапского IMAX, откуда смотреть кино - сущая пытка.
Второе - после первых минут фильма в зале волшебным образом смолкли «искромётные» диалоги той так любящей почесать языками и совсем не заботящейся о сидящих рядом зрителях молодёжи, которая может легко превратить просмотр драматического фильма в изощрённое издевательство над нервами. О чудо! - перестал даже хрустеть поп-корн - видимо, и самые отъявленные циники не смогли поглощать пищу на фоне происходящих на экране трагических событий.


Третье - когда поползли финальные титры, в зале раздались аплодисменты. И не смолкали довольно долго. Если на фестивальных показах выказать такое одобрение является нормой, то для обычных сеансов это нонсенс. В этом году наши зрители на моей памяти рукоплескали так лишь ещё одному замечательному отечественному фильму «Легенда № 17».
Наконец, четвёртое - обычно после того, как лента заканчивается и в зале зажигается свет, люди идут к выходу, беспечно болтая, делясь мнениями о фильме, смеясь. После «Сталинграда» в коридоре киноцентра стояла необычная, поразительная тишина, и сотни зрителей шли медленно, почти бесшумно. Кто-то не скрывал слёз, кто-то, стесняясь, промокал уголки глаз носовым платком, кто-то просто смотрел в пол. Предполагаю, что здесь свою роль сыграл разительный контраст между теми двумя с небольшим часами военного ада, в котором только что побывали эти люди, и светящимися неоновыми огнями коридорами, весёлой музыкой, льющейся из динамиков, и атмосферой вечного супермаркетного праздника, который сейчас казался излишним и неуместным…
В наше время почему-то стало стыдно признаваться в том, что ты можешь испытывать чувство патриотизма, что ты гордишься своей страной и её славным прошлым. Да, в нашем настоящем всё далеко не безоблачно, никто не спорит, но сомневаться в невероятном подвиге победившего в Великой Отечественной войне народа - на это, к счастью, способны очень немногие.


И потому при всей давней нелюбви к пафосу я не могу не признать, да что там - готов это доказывать: гражданский пафос «Сталинграда» - без излишнего морализаторства, без антисоветской пропаганды, без гиперболизации добра и зла в лице советских бойцов и их противников (и те, и другие показаны со своими слабыми и сильными сторонами) - сейчас нужен как никогда. В первую очередь, молодому поколению, которое вряд ли будет запоем смотреть хорошие фильмы 30 и 40-летней давности, а на «Сталинград» пойдёт. И, может, хоть немного задумается о том, что война - это не просто главы из учебника новейшей истории, это ещё совсем недавнее прошлое, в котором наши деды и прадеды вступили в жесточайшую и непримиримую схватку со смертельно опасным врагом, зная, что вариантов развития событий только два: победить или умереть в бою.


Любопытно, что главной движущей силой фильма является всё-таки не война, а любовь - к своей Родине, к женщине, к жизни в целом. Именно она наполняла силой наших дедов, подвигу которых посвящён «Сталинград», и то, что первыми премьеру показали именно ветеранам, очень и очень правильно.
Бондарчук, несомненно, прекрасно понимал, что ставит на кон очень многое. После крепко сделанной «9 роты» и зрелищного, но очень уж эклектичного и при всех своих спецэффектных наворотах беспомощного «Обитаемого острова», с треском провалившегося в прокате, он взялся за сложнейший и технически, и эмоционально проект. Он знал, что ошибки здесь быть не может - либо ты, подобно Никите «Бесогону» Михалкову, создаёшь напыщенную клюкву, и критики вместе со зрителями дружно ставит на тебе крест как на режиссёре, не забыв упрекнуть (что особенно болезненно) заслугами гениального отца, снявшего «Войну и мир» и «Они сражались за Родину»; либо ты идёшь ва-банк и делаешь кино про войну, используя и новейшие технологии (без них привлечь в залы молодежь, нынче с готовностью «употребляющую» лишь состоящие из спецэффектов кинокомиксы), и чисто человеческую составляющую, коей, без сомнения, и являются две параллельные истории, разворачивающиеся на фоне одного из самых страшных сражений в истории человечества.


Не спорю, что «Сталинград» - это художественное произведение, не претендующее на полную историческую достоверность, как не претендуют на неё, например, «В бой идут одни старики» или же знаменитое «Спасти рядового Райана». Но история, которую рассказывает Фёдор Бондарчук, намертво взгрызается в сердце, и если в начале сеанса я волей-неволей подмечал приёмы, позаимствованные у того же Стивена Спилберга или Зака Снайдера (со слоу-мо в духе «300 спартанцев», на мой взгляд, был всё же перебор), то вскоре я перестал анализировать и с головой погрузился в атмосферу, которую трепетно создавала огромнейшая съёмочная команда. Одни только декорации - дело рук 400 человек! А эти жуткие пейзажи с развалинами домов и непрерывно летящим перед глазами пеплом? А грандиозные батальные сцены, когда ты даже не глазами, а сердцем понимаешь, что люди шли в атаку, не задумываясь о том, что их в любую секунду могут убить. И сражались до последней капли крови…


А ещё, глядя на экран, я чувствовал редкое единение с людьми, которые сидели рядом и не смотрели - проживали этот фильм вместе со мной.
Знаю, что сегодня интернет полон разгромных статей о «Сталинграде» и откровенно издевательских отзывов в блогах - ещё бы, ведь ехидничать и злословить гораздо проще, чем хвалить. А то ведь моментально обвинят в конъюнктуре и продажности. Но я всегда и во всём привык полагаться на собственное мнение, и после визита в кино могу с чистой совестью сказать критиканам: можно сколько угодно поливать этот фильм грязью, хуже он от этого не станет. И любое насмешливое словоизвержение будет стократ слабее той звенящей тишины, которая воцарилась после его просмотра…

рецензия, Федор Бондарчук, Сталинград, военная драма, IMAX Анапа, кино, блог Сергея Лёвина

Previous post Next post
Up