Новый фильм Альфонсо Куарона трудно назвать чисто художественным произведением - это ещё и небывалое путешествие далеко за пределы нашей планеты, в пугающее своей холодной бесконечностью пространство, где жизнь невозможна в принципе. И этот экскурсионный тур отнюдь не будет комфортным…
На вращающемся на околоземной орбите шаттле работает группа американских астронавтов. Так вот, чинят они однажды какую-то важную деталь в телескопе «Хаббл», болтают о том, о сём, а уже через минуту оказываются в… мясорубке. Именно так можно наиболее точно охарактеризовать летящие с невероятной скоростью обломки российского спутника, разрушающие всё на своём пути.
Шаттл изрешечен, почти все члены экипажа мертвы. В открытом космосе оказываются доктор Райан Стоун (Сандра Буллок) и руководитель миссии Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). Их шансы на спасение минимальны. Но они всё же есть. Однако, чтобы выжить, придётся выложиться полностью, преодолеть страх и, главное, победить самого себя.
…Невероятное кино!!! При моей нелюбви к восклицательным знакам просто не могу здесь без них обойтись.
Изысканно красивое, почти медитативное в своей созерцательности начало в одну секунду наполняется ощущением приближающейся беды, и вот уже происходит грандиозно снятая катастрофа, и повествование несётся галопом, почти не давая зрителю возможности перевести дух.
Да, это не самый простой способ провести вечер. Людям со слабым вестибулярным аппаратом на сеанс вообще лучше не ходить - их ждёт самое настоящее испытание гравитацией. Когда доктора Стоун начинает бешено вращать в невесомости, камера без всякого снисхождения повторяет вслед за ней все кульбиты, и зритель с полным эффектом присутствия может ощутить, каково это - когда тебя перекручивает в пространстве, будто безвольную куклу.
Вообще, то, что вытворяют сценарист и режиссёр Куарон вместе с оператором Эммануэль Любецки, не подлежит классификации. Фильм открывает 17-минутная (и при этом ничуть не скучная!) сцена без единой монтажной склейки - мэтр вообще любит использовать этот приём (антиутопическое «Дитя человеческое» тому порукой), но здесь он явно достиг апогея своих экспериментов. Причём камера в этот временной отрезок не закреплена где-то статично - она является полноценным действующим лицом повествования, плывя по одной ей ведомой траектории вверх и вниз и показывая происходящее то издалека, со стороны, то совсем близко, то даже проникая в скафандр и выдавая картинку изнутри, чтобы мы могли ещё точнее и ярче прочувствовать ощущения, которые испытывает летящий в невесомости астронавт.
Технология 3D в данном случае полностью оправдана, насыщая кадр глубиной и объёмом и погружая зрителя в самую сердцевину зловещей бесконечности, изрядно замусоренной людьми, которые умудрились не только изгадить собственную планету, но и захламить её орбиту.
Известно, что Джеймс Камерон, посмотрев «Гравитацию», назвал её лучшим фильмом о космосе в истории кино. Действительно, до сей поры такого высокотехнологичного путешествия мы не только не видели - даже представить не могли. Не случайно подготовительные работы к съёмкам длились не один год: создатели ждали, когда прогресс позволит им воплотить в жизнь всё задуманное. И, как выяснилось, не зря.
Достоверность происходящего действия поражает настолько, что сложно даже поверить, что всё это снималось не на земной орбите. Причём визуальное совершенство прекрасно дополняет актёрская игра. Я никогда не воспринимал Буллок как серьёзную актрису, однако она упорно доказывает, что способна на большее, чем примитивные американские ромкомы. Сначала в её фильмографии была замечательная «Невидимая сторона», сейчас «Гравитация». И она блестяще справляется со сложной ролью, ведь большую часть кино ей приходится находиться наедине с космосом, который как персонаж не слишком выразителен.
Клуни в своём традиционном амплуа хохмача-любимца публики не удивляет, но и не раздражает. А, кроме этой парочки, мы имеем дело лишь с технологиями - других актёров в кадре не увидишь…
Критики уже сейчас говорят о том, что новое творение Куарона - вполне вероятный претендент на неслабую порцию «Оскаров». Лично я уверен, что как минимум статуэтка за спецэффекты уже у Альфонсо в кармане. А так, грядущий февраль покажет…
Напоследок скажу, что единственная, но весьма немаловажная для придирчивого зрителя слабая сторона фильма - это сомнительная реалистичность всего происходящего на экране. Известно, что была проведена огромная работа по тщательному воссозданию всех деталей интерьера космических кораблей, фигурирующих в «Гравитации», что консультанты подробно объясняли, как в той или иной ситуации ведёт себя человеческое тело в невесомости, и т.д. Но злое нутро критика подсказывает, что и Стоун, и Ковальски, скорее всего, оказались бы убитыми уже первым «залпом» летящих обломков. Но тогда не было бы фильма, и потому об условностях лучше забыть, дабы не портить впечатление от просмотра.
Если вы всё-таки решились совершить рисковое путешествие в космос, выбрать для него лучше всего
зал IMAX. Только там во всём задуманном создателями «Гравитации» объёме можно испытать эффект от по-настоящему головокружительного аттракциона, приготовленного для нас съёмочной группой и режиссёром, который с детства грезил полётами за пределы нашей маленькой планеты и свою мечту всё же воплотил - пусть и не совсем прямолинейным способом. А заодно взял с собой в попутчики и нас.
Не знаю, кто как, а я ему благодарен и уже сейчас готов повторить. Космос зовёт!