Последний день этого итальянского отпуска я провел в Вероне, городе расположенном хорошо на запад от Венеции очень близко к знаменитому озеру Гарда.
Добраться в Верону из Венеции можно на региональном поезде, но поскольку ходит он во второй половине дня нерегулярно я выбрал более скоростной Italo Treno. Итало-частная компания использующая скоростные поезда внешне кстати очень напоминающие "Красную стрелу" на которой я когда-то добирался из Рима во Флоренцию и поездка на них стоит существенно дороже обычного поезда государственной Trenitalia. Дорога от Венеции до Вероны занимает примерно час десять. В самой Вероне от вокзала до центра города можно добраться минут за 20 идя по прямой Corso Porta Nuova, ведущей к Portoni del Bra
воротам служащим входом в исторический центр Вероны. Ворота эти были построены во времена Скалигеров, жестоких правителей Вероны и нынешней континентальной части Венето правивших в 13-м-14-м веках. Сразу за воротами раскинулась Пьяцца Бра на которой возвышается одна из главных достопримечательностей Венеции, римский амфитеатр построенный в 1-м в. н.э. и известный как Арена ди Верона
По размерам-140 метров в длину и 110 метров в ширину-Веронская Арена была вторым по размерам амфитеатром Римской империи после римского Коллизея. Внутри "чаши" Арены
сегодня проходят концерты, однако в принципе Арена ди Верона является сегодня такой же маркой как миланская Ла-Скала-здесь на арене древнего римского амфитеатра ставятся лучшие оперы мира и труппа Арены считается второй по качеству в Италии после труппы Ла-Скала. К сожалению я сейчас не попал на оперу в Арене, но однако же когда-то очень давно в немецком Штуттгарте я слушал "Травиату" в исполнении труппы Арены и это было действительно очень и очень здОрово. На южной стороне площади возвышается городская ратуша, построенная еще во времена австрийского господства
а в центре разбит скверик
у котрого расположен мемориал жертвам нацистских концлагерей. От Пьяцца Бра отходят несколько пешеходных улиц, одна из которых, Виа Мазини
ведет к площади делле Эрбе
расположенной на месте древнеримского форума. Сегодня эта площадь известна прежде всего своим рынком где продают всякую всячину от сувениров до фруктовых коктелей, а когда-то на трибуне под мраморным балдахином в центре площади
где сегодня хорошо присеть спасаясь от жары и наполнить бутылку холодной водой, избирались члены городского совета и мэр города в тени колонны с крылатым львом св. Марка
намекавшей жителям Вероны кто является настоящим хозяином их города. В центре площади в давние времена установили фонтан со святой покровительницей города Мадонна Вероны
превратив античную статую в фигуру Св. Марии. По периметру площади когда-то веронские аристократы строили свои дворцы или даже целые дворцовые комплексы как например Дворец Массанти с расписанным в 16-м веке фресками фасадом
С возвышающейся над площадью 83-и метровой башни Ламберти, самой высокой башни Вероны, открываются классные виды на город
Проход, который по легенде обрушится как только честный человек пройдет под ним, ведет к Площади Синьории
бывшему правительственному центру Вероны, в центре которой возвышается памятник Данте
жившему какое-то время в Вероне. На здании бывшей ратуши (Palazzo della Ragione) над которой возвышается башня Ламберти, построенной в нынешнем виде в 13-м веке
можно видеть ящичек для доносов
которые любой житель Вероны мог подать венецианскому губернатору города на любого другого жителя Вероны. Над восточной частью площади возвышается похожий на крепость Дворец Подесты
Изначально это здание и было крепостью-замком Скалигеров, правителей Вероны, а позже резиденцией венецианского губернатора-капитана Вероны, о чем свидетельствует крылатый лев Св. Марка над главным порталом здания. В примыкающей ко дворцу лоджии построенной в 15-м веке собирался городской совет Вероны, а установленная над аркой слева от лоджии статуя итальянского врача, поэта, математика, географа и астронома (да это все один человек) 16-го века Джироламо Фракасторо держит в руках каменный шар
который (так говорят) она обрушит на каждого кто в этот день ни разу не соврал. В нескольких своих отчетах я упоминал Скалигеров, гробницы которых расположены за Площадью Синьории и здесь самое время рассказать хотя бы вкратце кто же это были такие. Веронское семейство делла Скала, известное как Скалигеры с 1263 г. по 1387 г. правило из Вероны всем континентальным Венето (но не Венецией). Возвышение семейство делла Скала происходило на фоне борьбы гибеллинов и гвельфов-сторонников Священной Римской Империи и Папства. Скалигеры на протяжении всего своего правления были сторонниками германских императоров. Хотя разные представители этой династии вели себя по разному, но правление первых Скалигеров, Мастино I вырезавшего всех жителей городка Сирмионе заподозренных в ереси и его брата сжегшего заживо выживших в этой резне на веронской Арене и последнего Скалигера, Кангранде II терроризировавшего население Вероны и построившего замок Кастельвеккио (см. ниже) чтобы держать жителей города в узде принесли семейству делла Скала репутацию сравнимую с репутацией Серсеи и Джоеффри Ланистеров из Игр Престолов. При этом забытым остался период правления Кангранде I (1291-1329 гг.), застроившего Верону красивыми зданиями и покровительствовавшего искусствам и превратившего Верону в один из культурных центров тогдашней Италии. В этот период здесь жили и творили Джотто и Петрарка и здесь же Данте, бежавший от гвельфов-папистов из Флоренции, написал свою "Божественную комедию". Саркофаг Кангранде I можно видеть над входом в церковь Санта Мария Антика
и здесь же рядом находятся богато украшенные готические гробницы Мастино II по прозвищу Дож и Кансиньорио
и еще нескольких представителей этого семейства
Если бы составляли рейтинг самых посещаемых достопримечательностей Вероны, первое место досталось бы наверняка Дому Джульетты, расположенному южнее площади делле Эрбе. По легенде в недалеком прошлом отцы города Вероны выбрали средневековый дом, служивший видимо постоялым двором и называвшийся "Капелло", переделали Капелло в Капулети и устроили здесь главную достопримечательность города. Проход со стенами исписанными признаниями в любви
ведет во внутренний дворик где толпы туристов стоят в очереди чтобы сфотографироваться с бронзовой Джульеттой и потереть ей грудь на удачу
и сфотографировать "тот самый балкон"
который на самом деле античный саркофаг-гроб приделанный к зданию только в начале прошлого века. Кстати на этом балконе за какие-то сущие гроши, около 1000 евро можно провести свадебную церемонию (как грицца любовь приходит и уходит а кушать хочется всегда). Интерьер Дома Джульетты обставлен бутафорской мебелью. Так здесь среди прочего кровать на которой самые знаменитые любовники всех времен и народов провели первую брачную ночь
была взята со съемок оскароносного фильма "Ромео и Джульетта" поставленного в 1968 г. Франком Дзефирелли (его снимали кстати здесь же в Вероне). Последней достопримечательностью Вероны которую я собирался посмотреть был Кастельвеккио, Старый замок, сооруженный в 1354 г. последним из Скалигеров, Кангранде II в излучине реки Адидже чтобы держать в узде мятежных веронцев которым Скалигеры уже реально обрыдли. Сегодня от этого замка, расположенного на западе исторического центра Вероны осталось не так много-чуток башен стен и 120-и метровый мост Скалигеров
со стен которого открываются виды на Адидже и на часть Вероны на противоположном берегу реки
Внутри замка сегодня находится музей и картинная галерея где выставления произведения представителей венецианской и веронской школ: Тинторетто
Веронезе
Беллини и др. Из Кастельвеккио я вернулся на площадь делле Эрбе и отсюда обратно к площади Бра и пройдя через городские ворота провожаемый Уильямом Шекспиром
отправился обратно к вокзалу чтобы вернуться в Венецию и затем на следующий день домой в Израиль. Еще один итальянский отпуск подошел к концу и вместе с ним еще одна моя серия европейских отчетов-до следующего отпуска и до следующих отчетов