Юго-западнее Венеции по дорогу на Падую протекает канал Брента.
Канал этот был проложен в 16-м веке и с тех пор район вдоль него превратился в своего рода венецианскую ривьеру-венецианская знать начала строить здесь свои загородние виллы. Три из этих вилл я планировал посетить в этот день. Добраться сюда из Венеции очень легко-можно взять либо групповую экскурсию на корабле по каналу
, либо самостоятельно доехать автобусом-от Центральной венецианской автостанции на Пьяццалле Рома сюда идет 53-й автобус. Все три виллы, которые я собирался посетить находятся на одной автобусной линии-Мальконтента расположена южнее Порто Маргера, а Пизани и Фоскарини Росси в местечке Стра. Первой моей остановкой была вилла Мальконтента до которой из Венеции автобусом можно доехать минут за 20, остановка автобуса так и называется Мальконтента. Собственно городок в котром находится эта вилла называется Мира, а сама вилла расположена на лугу недалеко от места где канал Брента делится на два рукава
Вилла Фоскари
была построена в 1550-1560 гг. по проектам Антонио Палладио и таким образом она является единственной палладианской виллой в этом районе. Поскольку земля тут влажная и проседающая Палладио "поднял" строение поставив его на высокий цоколь. Вилла эта принадлежала семейству Фоскари, одному из самых влиятельных семейств Венеции выставившему нескольких венецианских дожей, включая Франческо Фоскари, правившего Венецией с 1423 по 1457, самое продолжительное время среди всех венецианских дожей. По поводу названия этой виллы "Мальконтента" (Недовольная) существует две версии. По самой распространенной из этих версий название это связано с одной из женщин семейства Фоскари помещенной на эту виллу под домашний арест за супружескую измену. По другой версии это связано с протестом заявленным Падуей и местечком Пьове-ди-Сакко в 1431 г. против планов Венеции проложить новое русло канала Брента. Удобное расположение виллы привело к тому что здесь принимали знатных гостей Венеции-так в 1574 г. здесь останавливался французский король Генрих III по дороге в Варшаву где он должен был занять польский престол, а в начале 18-го века здесь гостил датский король Фредерик IV. Внутри вилла расписана фресками Баттисто Франко и Джамбаттиста Зелотти
@Didier Descouens [CC BY 4.0 (
https://creativecommons.org/licenses/by/4.0)](вилла сейчас находится в частном владении потомков семьи Фоскари, внутри нее запрещено фотографировать, поэтому я взял фотографию из интернета). Вилла окружена парком
в английском стиле
Две другие виллы которые я посетил в этот день находятся как я уже сказал в местечке Стра еще дальше по дороге на Падую. Собственно редкий турист забредает в Стра, расположенный вдоль канала Брента
Точнее даже будет сказать редкий белый человек забредает в Стра. Проезжая по Стра у меня было ощущение что я нахожусь не в Италии а где-то в Африке-практически все пассажиры автобуса поднимавшиеся в Стра были африканцами в пестрых африканских костюмах. Приехав в Стра я первым делом отправился на виллу Пизани. Пизани были одним из богатейших венецианских родов. В 1735 г. один из Пизани, Альвизо был избран венецианским дожем. Строительство семейной виллы на канале Брента началось в 1720 г. и тянулось до 1756 г. Когда она наконец была построена эта вилла
стала чем-то вроде венецианского Версаля. Здесь гостили правители и представители знати. А в 1807 г. виллу Пизани купил Наполеон, который правда считал что "она слишком велика для графа и слишком мала для короля". После Наполеона виллой владели Габсбурги а потом Савойский дом, давший первой королей объединенной Италии. Уже в конце позапрошлого века вилла Пизани была объявлена национальным монументом. В 1934 г. на вилле Муссолини принимал Гитлера в ходе первой встречи фашистского и нацистского лидеров. Вокруг виллы разбит парк
причем парк этот даже старшей самой виллы-парковые строения появились здесь уже в первой половине 18-го века. В парке этом находится плантация цитрусовых
которая когда-то была поставщиком лимонов для всей Италии. А еще в парке находится лабиринт
пройти который совсем непросто. Правда в центре это лабиринта находится башенка на верху которой стоит грозного вида охранник-итальянец и подсказывает куда идти. Поскольку подсказывает он по-итальянски для меня эта была хорошая возможность выучить направления на итальянском-кроме sempre dritte (все время прямо), который я знал я еще выучил destre (направо) и sinistre (налево). В оформлении самой виллы принимали участие отец и сын Тьеполо расписавшие ее потолки фресками прославляющими семейство Пизани
В целом же можно сказать, что внутреннее убранство виллы Пизани носит отпечаток самого известного ее владельца, Наполеона, хотя он и бывал здесь всего пару раз. Все наполеоновские дворцы и виллы (например
дворец Фонтенбло вблизи Парижа) обставлялись по одному и тому же образцу, поэтому не будет преувеличением утверждать, что если вы видели один дворец Наполеона-вы видели их все
причем сходство интерьера виллы Пизани с Фонтенбло простирается вплоть до ванны, столь любимой Наполеоном детали интерьера
Единственно что есть на вилле Пизани и нет насколько я помню в других наполеоновских дворцах и виллах-это домашняя часовня
Совсем рядом с виллой Пизани, находится еще одна вилла-построенная в начале 17-го века в палладианском стиле вилла Фоскарини-Росси
/
Первым хозяином этой виллы был венецианский адмирал Якопо Фоскарини, а после падения Венецианской республики вилла эта сменила многих владельцев, пока в позапрошлом веке ее не приобрел обувной магнат Луиджино Росси. Согласно его завещанию в 1995 г. вилла стала музеем обуви. В комнатах виллы можно видеть обувь, очень много обуви
от старинных женских туфелек и сапожек венецианских аристократок
до дизайнерской обуви от Ив Сен Лорана
Диора и других не менее громких имен в мире моды
в общем этой музей наверняка будет интересен женской части читателей моего блога. Надо сказать что в 19-м веке вилла не только поменяла владельца, но и ее интерьер был переоформлен в классицистском стиле
В саду виллы находится Foresteria, гостевой дом, где до сих пор проводятся приемы и концерты. Грандиозный Праздничный Салон здесь покрыт фресками известных барочных мастеров Доменико де Бруни и Пьетро Либери созданными в 1652 и посвященными состоящейся за год до этого здесь свадьбе Джамбаттисты Фоскарини и Кьяры Соранцо
Отсюда я вернулся в Стра и оттуда автобусом до Венеции. Здесь идя в гостиницу я заскочил в находящуюся рядом с ж/д вокзалом Венеции церковь Св. Марии Назаретской, больше известную как Scalzi, т.е. церковь босоногих (кармелитов) по названию ордена к которому она относилась. Церковь эта была возведена в стиле позднего барокко в конце 17-го века. В оформлении интерьера церкви
принимал значительное участие Джамбаттиста Тьеполо. Правда большая часть написанных им фресок была уничтожена в результате попадания в церковь австро-венгерского снаряда во время 1-й Мировой Войны. Фактически от работы Тьеполо в церкви осталась только фреска Святая Тереза во Славе
а остатки других фресок были переданы в Галерею Академии. В 1929 г. знаменитый венецианский пейзажист Этторио Тито был приглашен для восстановления фресок
В часовне Манина украшенной скульптурной группой Святое Семейство в Облаках работы известного скульптора своего времени Джузеппе Торетто (он кстати создал скульптуры в Летнем саду Питера)
похоронен последний венецианский дож Людовико Манин. А в часовне Руццини можно видеть "венецианский оргазм"-Искушение Святой Терезы работы немецкого скульптора 17-го века Генриха Мейнинга
по мотивам истории вдохновившей Джанлоренцо Бернини на создание гораздо более известного "римского оргазма". Эта статуя стала для меня символическим завершением этого дня. Следующий, предпоследний мой день в Италии, я планировал посвятить прощальной прогулке по Венеции и если удастся Коджии