Венето: День 2-й-От Сан Марко до Сан Марко

Jul 26, 2019 19:41



В этот день я начал уже настоящее знакомство с венецианскими достопримечательностями и первым делом отправился в район Сан Марко-исторический центр Венеции. Купив дневной проездной я отправился туда на вапоретто. Нас самом деле я собирался проехаться до Сан Марко по Гранд Каналу. Однако же не обратил внимания на направление движения вапоретто. В принципе вапоретто в Венеции плавают по кругу. Если вам надо поасть в определенную точку то нужно на причалах вапоретто следить за схемой направления движения. В моем случае вместо того чтобы сесть на вапоретто идущий на Сан Марко через Гранд Канал я сел на вапортетто который сначала поехал на юг в сторону Пьяццале Рома


затем свернул на север и вышел в открытое море


пройдя остров Трончетто повернул на восток и мимо острова Джудекка


наконец-то после примерно часовой поездки добрался до одной из самых известных набережных мира


На набережной Сан Марко есть несколько станций вапоретто-я причалил к станции Сан Заккария, названной так по названию церкви Св. Захарии, находяшейся к северу отсюда. Рядом с пристанью на постаменте стоит бронзовый первый король объединенной Италии Виктор Иммануил II


Вся набережная канала Сан Марко пересекается рукававми венецианских каналов


с пешеходными мостиками над ними. Так одним из таким мостов был знаменитый Мост Вздохов (о нем подробнее ниже)


соединявший дворец дожей, административный центр Венецианской республики со зданием тюрьмы. Дворец Дожей


как раз и был первым пунктом моего посещения на этот день. Честно говоря я был морально готов к тому что чтобы попасть во дворец дожей мне придется выстоять оргомную очередь и был удивлен тому что очереди не было практически совсем. Для меня это также была возможность испытать в деле мою музейную карточку. Дело в том что организация в которой я работаю является членом Международного Совета Музеев


и нам полагается специальная музейная карточка которая и позволяет экономить на очередях и экономить деньги, учитывая что в Италии музеи в принципе удовольствие недешевое. Первый раз я ездил с этой карточкой в прошлом году в Тоскану и там она действовала только в госмузеях (Musei Statale) и больше экономила мне стояние в очередях (например в флорентийской Академии или в Уффици) чем деньги. Здесь же в Венеции (и не только) карточка эта принимается практически везде и даже в церквях. Дело в том что венецианские церкви являются по сути кроме молитвенных домой также своего рода галереями искусства и поэтому в большинстве церквей на входе сидят кассиры, взимающие с вас (в основном чисто символическую ) плату в пару евро. К моему удивлению в абсолютном бОльшинстве церквей мою карточку также принимали и пускали бесплатно. Во Дворец Дожей также карточка обеспечила мне бесплатный вход. Правда в это время во дворце была выставка работ Каналетто поэтому бесплатный вход был только в сам дворец а за вход на выставку пришлось заплатить. Внутрь построеннего в 14/15 вв. Дворца Дожей бывшего когда-то административным центром Венецианской республики можно попасть через обращенные к морю Пшеничные ворота и через монументальный внутренний дворик (Cortile)


вдоль которого идет несколько ярусов крытых галерей


к которым можно подняться по монументальной Лестнице Гигантов, "охраняемой" мраморными Марсом и Нептуном


(правда когда я был подъем по этой лестнице был закрыт). На верхние этажи дворца можно подняться по Золотой лестнице


с богато украшенными сводами


Осмотр дворца дожей я начал с выставки Каналетто, пожалуй самого знаменитого художника венецианских каналов, жившего и творившего в 18-м веке. Если вы видите изображение Гранд Канала в 99 случаях из 100 вы можете быть уверены что это Антонио Канал (кстати это его фамилия) по прозвищу Каналетто. Многие из его зарисовок Гранд Канала и Канала Сан Марко узнаваемы и сегодня











Помимо самого Каналетто на выставке также представлены работы современника и земляка Каналетто, Джамбаттисты Тьеполо такие как Нептун приносящий дары Венеции


Диана и Актеон


и Даная


А еще здесь можно видеть портрет еще одного венецианца, также современника Каналетто, драматурга Карла Гольдони


автора "Слуги двух господ" (или Трюффальдино из Бергамо), пьесы которую в новой интерпретации ставят до сих пор во всех ведущих театрах мира, включая и у нас в Израиле (последней премьерой была прошлогодняя постановка в Бейт Лесин). Портрет был написан также венецианцем (сюрприз, сюрприз) Алессандро Лонги.
Дворец служил не только резиденцией венецианских дожей, должность которых была собственно выборной но и главным административным зданием Венецианской республики. Над оформлением его помещений работали самые знаменитые художники того времени. Так например панели в зале цензоров, которые в Венецианской республике исполняли роль госконтролеров были офрмлены Тинторетто


а в т.н. Кожаной комнате, где когда-то хранились криминальные акты Венецианской республики можно видеть генеалогическое древо венецианских семейств


Безусловно самым впечатляющим помещением дворца является Зал Большого Совета


Когда-то здесь собирался главный орган управления Венецианской республики. В оформлении этого зала принимали участие все великие художники своего времени: Карпаччо, Джованни Беллини, Тициан, Веронезе, отец и сын Тинторетто и многие другие. Среди прочего в этом зале можно видеть портреты венецианских дожей, в т.ч. печально знаменитого Энрико Дандоло


и картины изображающие важнейшие события из истории венецианской республики в т.ч. взятие Константинополя во время Четвертого Крестового похода (об этом чуть ниже)


Но самым главным произведением здесь является безусловно 25-и метровое полотно Рай работы Тинторетто


являющееся одним из самых больших по размерам художественных произведений мира. Знаменитые художники принимали участие и в оформлении и других залов дворца









В оружейной палате дворца можно видеть вооружение венецианцев


и их противников


Знаменитый Мост Вздохов, построенный в 1600 г. Антонио Контино, племянником Антонио да Понте, архитектором моста Риалто


соединял дворец Дожей с тюрьмой . Узники шедшие по мосту


могли бросить последний взгляд на свободу через несколько окошек украшенных ажурными решетками. В построенной в 16-м веке тюрьме


узники содержались в камерах


которые в-основном представляли собой каменные мешки


находившиеся на уровне канала (т.н. "колодцы), где стояла вечная сырость, либо располагались под раскаленной крышей (т.н. "свинцовые камеры"), где узники страдали от дикой жары. Шансы на выживание в таких условиях были крайне низкими. Пожалуй самым известным узником венецианской тюрьмы был Джакомо Казанова, попавший сюда в 1755 г. по приговору инквизиции за "безбожие, разврат и занятия черной магией". Правда знаменитый авантюрист и любовник сидел здесь недолго-ему удалось как-то просверлить свинцовое покрытие и сбежать по крыше дворца дожей. Из Дворца Дожей я отправился в прилегающую к нему базилику Сан Марко


символ Венеции, бывшую когда-то как бы домашней церковью дожей. Базилика была построена еще в 11-м веке. Внутри ее стены и потолки покрыты византийской мозаикой





наподобие той что покрывает потолок флорентийского баптистерия-это кстати самая большая площадь покрытая мозаикой в мире. Одной из главных достопримечательностей базилики является Пала д'Оро


иконостас инкрустированный золотом и драгоценными камнями. В сокровищнице базилики среди прочего хранятся драгоценности награбленные в церквях Константинополя, в т.ч. в Хагии Софие во время Четвертого крестового похода





Здесь нужно сделать небольшое отступление и коротко рассказать о Четвертом Крестовом походе и доже Энрико Дондоло. В 1202 г. крестоносное воинство состоявшее в-основном из французских рыцарей прибыло в Венецию откуда венецианцы должны были переправить их в Египет, правда не бесплатно, а за небольшую мзду в...85000 серебряных марок. Крестоносцы не смогли заплатить такую сумму, тогда дож Дондоло, который официально присоединился к походу на церемонии в Сан Марко, решил взять с крестоносцев так сказать натурой, натравив их на своих соперников. Вначале он послал крестоносцев собрать то что мы сегодня называем протекшен с городов на другом берегу Адриатического моря. Эта кампания рэкэта завершилась захватом и разграблением города Зара (нынешний хорватский Задар). А затем Дандоло решил натравить крестоносцев на своих старых соперников, византийцев. В 1204 г. после годичной осады крестоносное войско взяло Константинополь. За взятием города последовала трегдневная резня и грабеж (Умберто Эко описал это в романе "Борселино"). Крестоносцы-христиане разграбили все константинопольские церкви включая знаменитую Хагию Софию. Часть утвари из этих церквей как раз и можно видеть в базилике Св. Марка. Но наверное самым знаменитым трофеем привезенным из Константинополя были т.н. Кони Св. Марка, четверка лошадей установленная на фасаде базилики


Правда то что мы видим сегодня-копии, а оригинал находится здесь же неподалеку в музее на верхнем ярусе базилики. Созданные либо в 4-м, либо в 3-м-2-м вв до н.э. четверка этих лошадей украшала константинопольский цирк-ипподром. Чтобы облегчить их транспортировку в Венецию их головы были обрезаны и позже приставлены обратно. В 1797, когда войска Наполеона заняли Венецию кони св. Марка были перевезены в Париж, где установлены на Трумфальной Арке на площади Карусель у тогдашнего дворца Тюильри. После поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 г. кони были возвращены в Венеции и в 1980 г. были заменены копией которую можно видеть сегодня. Наверху собора св. Марка находится терраса с которой открываются классные виды на обрамленную дворцом Дожей и Марциановой библиотекой пьяццетту Сан Марко


бывшую когда-то главными морскими воротами Венеции. Площадь эту украшают две колонны увенчанные статуями св. Теодора, бывшего до 9-го века покровителем Венеции и крылатым львом св. Марка, нынешнего покровителя города. Колонны эти как я уже упоминал в прошлом отчете служили не только декоративным целям-когда-то здесь казнили преступников растягивая их между этими двумя колоннами. С другой стороны терраса выходит на Площадь Сан Марко


обрамленную зданиями бывших прокураций, административных зданий венецианской республики. В колоннаде правого здания находится основанное в 1720 г. кафе Флориан, старейшее кафе Италии. В конце 18-го века Наполеон соединил обе прокурации т.н. Наполеоновским крылом, в котором сейчас расположен вход в музеи Коррер и в археологический музей (я к сожалению не был ни там и ни там). На северной оконечности площади возвышается построенная в 15-м веке Часовая башня (Torre dell'Orologio)


а прямо напротив нее возвышается 99-и метровая колокольня св. Марка


построенная еще в 9-м веке как маяк и затем в 12-м-16-м веках достроенная ввысь и превращенная в колокольню. Именно туда я отправился после выхода из базилики Сан Марко намереваясь подняться на колокольню. Все кто играл в компьютерную игру Assassin's Creed 2 помнит что подьем на колокольню Сан Марко (по внешней стене) был одним из самых трудных если не самым трудным в игре. В реальном мире подьем на колокольню осуществляется даже не ногами а на лифте, который довозит вас до колокольной площадки, откуда открываются великолепные виды на Венецию





на купола св. Марка


на дворец дожей


и на церковь Сан Джиорджо Маджоре на одноименном острове


Спустившись вниз я отправился на запад от площади Сан Марко искать следующую цель моей программы на этот день-театр Ла Фениче. Пройдя через площадь Сан Марко с вечными голубями и кормящими их туристами


и через каналы


поплутав по лабиринту узеньких улочек


и площадей


квартала Сан Марко я как-то случайно натолкнулся на искомый мной театр.


Ла Фениче является старейшим действующим оперным театром Венеции и одним из самых престижных оперных театров всей Италии. Его название Ла Фениче, Феникс, отражает судьбу этого театра и его труппы. Первое здание этого театра было построено в 1792 г. и он приютил труппу театра Сан Бенедетто, сгоревшего в 1774 г. Актеры назвали свой новый дом Фениксом в память о сгоревшем театре. В 1836 г. здание и этого театра сгорело, но уже через год театр вновь открыл свои двери для публики. Это здание просуществовало больше ста лет и в 1996 г. вновь сгорело дотла в результате поджога и было восстановлено в нынешнем виде в 2003 г. В принципе только фасад здания да еще частично фойе театра


пережили все пожары. В середине позапрошлого века театр прочно ассоциировался с именем великого композитора Джузеппе Верди. На сцене Ла Фениче


им были поставлены оперы Риголетто, Травиата, Аттила и Симон Бокканегра. В прошлом веке на этой сцене дебютировала великая Мария Каллас. В 1807 г. специально для Наполеона в театре была построена королевская ложа


Честно говоря в этот день я планирован посмотреть еще много других мест, но очень быстро понял, что Венеция это город где чтобы сориентироваться и найти даже одно нужное вам место можно убить полдня. Поэтому просто поплутав по Сан Марко я вновь вышел на площадь Сан Марко


где во Флориане всегда играет живая музыка


и отсюда двинулся "домой" в Каннареджио чтобы на следующий день восполнить или хотя бы попытаться восполнить то что не успел в этот день.

Венето2019, европейские зарисовки

Previous post Next post
Up