С утра этого дня я отправился в музей Галуста Гулбенкяна, один из самых значительных, если не самый значительный музей Лиссабона.
Галуст Гулбенкян, нефтяной магнат армянского происхождения сделавший состояние на добыче нефти на Ближнем Востоке. Во многих нефтяных компаниях он держал 5% акций за что и получил прозвище "Мистер 5 процентов". Еще до Второй Мировой Войны он начал собирать огромную коллекцию, древностей, монет и произведений искусства. Так в тридцатые годы соотечественник Гулбенкяна Анастас Микоян продал ему несколько картин из Эрмитажа. В 1942 г. Гулбекян уехал из оккупированного немцами Парижа в Лиссабон, где и прожил остаток жизни. Гулбенкян завещал свою коллекцию специальному фонду его имени, который сегодня и владеет музеем Гулбенкяна в Лиссабоне. Надо сказать что коллекция собранная Гулбенкяном за его долгую жизнь не посрамила бы любого крупного музея. Так здесь можно видеть искусство Древнего Египта
и Ассирии
древнегреческие и древнеримские монеты монеты
с изображениями Александра Македонского
греческие амфоры
Конечно в музее представлены и образцы традиционных португальских азулейжос
Особенно привлекала Гулбенкяна восточное искусство и в музее представлено множество образцов как дальневосточного так и ближневосточного искусства
В музее также представлено средневековое европейское искусство: иллюстрированные манускрипты
гобелены
и предметы церковной утвари
В музее представлена также богатая кколлекция картин. Здесь и произведения Хальса
и Рембрандта
и Рубенса
и Ла Тура
и Гейнсборо
и Гарди
и Эдуарда Мане
и Клода Моне
и Эдгара Дега
и Пьера-Огюста Ренуара
Также в музее пердставлен целый ряд скульптурный работ Огюста Родена
в т.ч. портрет Виктора Гюго
В принципе коллекция музея Гулбекяна довольно небольшая и у меня заняло от силы пару часов осмотреть весь музей. На оставшуюся часть дня я решил сделать трипэдвайзеровский архитектурный тур по Лиссабону. Надо сказать что Лиссабон-действительно такая причудливая смесь разных архитектурных стилей-мавританского, романского, готики, Ренессанса, мануэлизма. Архитектурный тур начитнается в нижней Альфаме у т.н. Дома с шипами (Casa dos Bicos)
Построен он был в начале 16-го века под итальянский ренессанс. Его верхние этажи были разрушены во время землетрясения 1755 г. и отстроены заново. Сейчас в Доме с Шипами находится штаб-квартира фонда Жозе Сарамаго, португальского лауреата Нобелевской премии по литературе.
Дорога от Дома с шипами к Площади Коммерции ведет мимо мануэлистской церкви Непорочной Девы Марии
церковь эта была до изгнания евреев из Португалии в 1502 г. главной синагогой Португалии. А в 1755 г. эта церковь была разрушена в результате землятресения (как говорят на иврите "цедек поэти") и позже была отстроена заново.
Внутри церковь эта выглядит довольно скромно и сурово
В прошлых отечтах я уже много рассказывал о площади Коммерции. На ее северной стороне открывающейся на Руа Огуста можно видеть монументальную арку, которая так и называется Триумфальной аркой руа Огуста
Арка эта должна была быть посвящена возрождению Лиссабона после опустошительного землетрясения 1755 г. Правда ее строительство затянулось больше чем на сто лет-начали ее возводить как раз после землетрясения в 1755 г., а закончили только в 1873 г.
Пешеходная Руа Огуста
ведет к площади Россио, о которой я уже тоже много рассказывал в прошлых отчетах. Не ее северной стороне расположен Национальный Театр Доммы Марии II, построенный в 1840 г. в неоклассицистском стиле. На вершине этого театра можно видеть скульптуру португальского драматурга Жиля Висена.
От юго-западного угла Россио отходит Руа до Кармо, ведущая вверх, в Чиадо. По дороге туда вы проходите под лифтом Санта Жюста, который снизу выглядит вот так
Кстати рядом можно видеть вот такой мобильный фадо-киоск
Пройдя по Руа Гарретт и по руа Серпа Пинто мы попадаем к Национальному оперному театру Св. Карлоса, неоклассицистскому зданию, построенному в 1793 г.
напротив театра можно видеть такую явно гораздо более современную статую
Центром лиссабонского района Чиадо является площадь Луиша де Камоеша с памятником отцу португальской поэзии в ее центре
А вообще улицы Чиадо очень напоминают эскалатор-они идут то вниз то вверх
Дорога через Чиадо выводит нас ко дворцу Сао Бенто, зданию португальского парламента
Здание это было построено в 1834 в стиле неоклассицизма на месте бенедиктинского монастыря 16-го века (отсюда и его название). Охрану его несут такие вот гвардейцы
В принципе Чиадо считается респектабельным районом Лиссабона, но здесь также можно видеть дома оформленные под азулейжос
Если идти все время прямо от здания парламента можно выйти к базилике Звезды
Официально эта базилика называется Королевской базиликой и монастырем святейшего Сердца Христова. Построена она была в конце 18-го века по инициативе королевы Португалии Марии I которая дала обет построить эту церковь в благодарность за рождение сына. Правда неизвестно увидела ли Мария эту церковь поскольку она сошла с ума.Базилика Звезды (Estrela) является одним из символом Лиссабона, а также считается последней барочной церковью в Западной Европе. Фасад церкви украшен статуями святых
Внутри церковь представляет собой царство барокко
За отдельную плату можно подняться наверх купола
и посмотреть на Лиссабон сверху
Напротив церкви распростерся парк Эстрела (Звезды) с беседками
прудами
и утками и лебедями купающимися в этих прудах
Перед одним из выходов из парка можно видеть памятник первооткрывателю Бразилии Педро Альварешу Кабралу
Дорога по Чиадо мимо таких старых домов оформленных под азулейжос
выводит вас к символу современного Лиссабона, башням Аморейрас
построены эти башни были 30 лет назад, в 1985 г. Нижние этажи этих башен занимает молл-каньен с ресторанами и магазинами. На коротком расстоянии отсюда расположен акведук Aguas Livres
С 18-го века этот акведук, протянувшийся на 19 километров снабжал Лиссабон водой. 65-метровые колонны акведукта выдержали землетрясение 1755 г. Сегодня можно пройтись по отрезку верхней части акведука, а еще внутри него расположен Водный музей, куда я правда не пошел. Вернувшись от акведука я взял автобус до площади Маркиза де Помбаля в центре которой маркиз взирает на движение внизу с высоты своего постамента
а затем пропустив рюмочки джиньджиньи
отправился на площадь Коммерции на набережную Тежу
чтобы сфотографировать последний свой португальский закат
На следующий день мне предстояло попрощаться с Лиссабоном и с Португалией и вернуться домой