Лифта

Apr 05, 2024 16:13

Наверняка, многие, проезжая по первой трассе вдоль Иерусалима, видели заброшенные каменные дома, живописно разбросанные по склону холма под современными жилыми кварталами. Это - Лифта.



В прошлую субботу мы пошли туда прогуляться, причём выбрали не лёгкий и простой путь по велодорожке прямо от парковки и до самой Лифты, а длинный и извилистый, по холмам и лесам Кедровой долины.

И уже на парковке началась красота - весна, конец марта, всё цветёт...





Это груши и багрянник у родников заповедника Эйнот Телем (עינות תלם)
















Оставляем парковку и заповедник позади и начинаем первый подъём. Судя по названию - פארק הארזים - где-то там нас должны ждать кедры.





Транспортные многоуровневые развязки столицы и террасы огромного кладбища



По пути встретили мемориал памяти погибших 11 сентября. Частью памятника стала металлическая опора из одного из небоскрёбов-"близнецов".



Проходим под новым ж/д мостом в Иерусалим.



Очередной подъём в гору - и вот они, кедры ))



Проходим по вершине холма,  деревья расступаются и мы видим где-то там перед собой на склоне противоположного холма Лифту





Над ней - иерусалимский квартал Ромема



И в 10 минутах ходьбы - центральный автовокзал столицы



Некоторые исследователи отождествляют деревню Лифта с библейским поселением «Мей Нефтоах», которое упоминается в ТАНАХе как граница между владениями колена Иуды и Биньямина: "А сторона южная - от края Кирьят Йеарима идёт граница к морю и доходит до источника Мэй Нэфтоах" (Иисус Навин, 18-15 ).
(וּפְאַת נֶגְבָּה מִקְצֵה קִרְיַת יְעָרִים וְיָצָא הַגְּבוּל יָמָּה וְיָצָא אֶל מַעְיַן מֵי נֶפְתּוֹחַ.” (יהושע, י"ח, ט"ו”



Существует поверье, что источник, а затем и поселение были названы в честь египетского фараона 14 династии Марнептаха, который в XIII веке до н.э. писал:  "Израиль уничтожен и нет его семени более".

По-видимому, ещё в Железном веке вблизи родника возникло еврейское поселение, а во время Великого восстания деревня была известна как Бейт Лафтафи. В источниках византийского периода упоминается поселение под названием "Нефто", пострадавшее от засухи, а в период крестоносцев это место называлось Кальпеста.



И действительно, в деревне было обнаружено здание периода крестоносцев, которое послужило основой для постройки более позднего периода.
Деревня была заново заселена во времена Османской империи, в 1596 году в ней проживало 396 жителей. Тогдашние жители Лифты были в основном мусульманами, занимавшимися сельским хозяйством и продававшими свою сельскохозяйственную продукцию в Иерусалиме.



...Мы спустились вниз и подошли в подножию холма, на котором на высоте 700 м над уровнем моря расположена Лифта.



И пошли вверх по еле заметной среди густых весенних зарослей тропинке.





Тот самый ж/д мост, но теперь с другой стороны



Я видела фотографии из Лифты разных сезонов - летом и осенью тут только сухие колючие заросли, в феврале-начале марта - прозрачное розово-белое кружево цветущего миндаля, а сейчас - вот такое буйство зелени.



И сравните с июнем



(отсюда)



Но вернёмся к истории Лифты Нового времени.

В XIX веке во время «Крестьянского восстания" в Лифте произошло сражение между египетской армией и повстанческой армией крестьян; позже немецким миссионером Иоганном Людвигом Шнеллером в деревне был основан христианский сиротский приют. Путешественники, проезжавшие по этой местности в первой половине XIX века, рассказывали о небольшой деревне, расположенной в долине, а также о мечети, роднике и сельскохозяйственных угодьях.



Израильский географ Иеошуа бен Арье оценивал численность населения Лифты начала XIX века примерно в 200 душ, а в 70-х годах XIX века примерно в 300-400 душ. В конце XIX века с ростом Иерусалима, деревня стала частью города. По оценкам французского путешественника Виктора Грена в 60-х годах XIX века число жителей деревни составляло примерно 600 человек. В начале XX века деревня расползлась вверх по горе, и богатые жители деревни построили много домов в районе под названием «Верхняя Лифта».







Кстати, в качестве балок для полов и потолков местные жители использовали рельсы с турецкой ж/д ветки "Яффо-Иерусалим".







Во время еврейских погромов в 1929 году арабские жители деревни участвовали в грабежах и нападениях на близлежащие еврейские кварталы. Так, в пятницу 23 августа 1929 года жители деревни напали на кварталы Ромема , Нахалат-Цион и Шаарей-Цедек, стреляя в жителей и бросая в них камни. Тогда британское правительство вооружило гражданских чиновников оружием, а еврейская молодежь из других районов города пришла на помощь в защите кварталов. Нападавшие сбежали назад в Лифту.

Кроме того, арабские жители деревни вместе с жителями Бейт-Ханины атаковали район Санедрия который в то время был северным районом Иерусалима и "дверью" ко многим другим кварталам, таким как район бухарских евреев и Меа-Шеарим . Перестрелки в окрестностях продолжались несколько дней, но в конце концов атаки были отбиты и многие из нападавших убиты.





В ноябре 1934 года торговец землёй -  житель деревни, был убит местной организацией арабов-националистов, выступавших против продажи земель Лифты евреям . По этой же причине организация угрожала убийством и главе села Махмуду Иссе. Во время событий 1936-1939 годов ("Великого арабского восстания") жители деревни участвовали в нападениях на еврейские кварталы и на транспорт, проезжавший по дороге Иерусалим-Тель-Авив. В июне 1938 года газета "Давар" сообщила о создании в деревне полицейского участка, служившего "одним из главных убежищ арабских убийц".





Согласно исследованию деревень, проведённому в 1945 году, Лифта относилась к Иерусалимскому округу, её земельная площадь оценивалась в 8743 османских дунама, а население составляло 2550 человек.



Евреи из старых кварталов Иерусалима поддерживали  торговые отношениях с арабами Лифты и даже спускались к источнику Мей Нефтоах, чтобы набрать "нашу воду" для выпечки изысканной мацы ручной работы к празднику Песах, а местные этроги (цитроны) жители Лифты продавали иерусалимским евреям на Суккот. Богатые местные арабы владели большими участками земли в западной части Иерусалима и продавали эти земли под постройку новых еврейских кварталов, возникших в XIX веке за стенами Старого города (например, район "Меа Шеарим").



...А мы тем временем поднялись по тропинке до самых нижних домов Лифты, и потом разошлись - кто-то бродить и разглядывать здания, а кто-то пошёл по главной улице деревни, ведущей к роднику.





Лифта в период Войны за Независимость.

План ООН по разделу Палестины 1947 года предусматривал, что Лифта и соседняя деревня Шейх Бадер будут частью международной зоны Иерусалима.



Деревня Лифта и близлежащие арабские кварталы первыми начали пустеть с началом военных событий. 4 декабря 1947 года жители деревни получили приказ Высшего арабского комитета об эвакуации женщин и детей, а в деревне были размещены мужчины из арабской молодёжной организации al-Najjada. Деревня использовалась как база для снайперских обстрелов близлежащих еврейских кварталов: Кирьят-Моше, Гиват-Шауля и Ромемы .



В конце декабря 1947 года бойцы Хаганы убили арабского владельца заправочной станции в районе Ромема: его подозревали в передаче арабским боевикам информации о дате отправления еврейских конвоев в Тель-Авив. На следующий день жители деревни Калуния, в которой жил убитый владелец заправки, бросили гранату в еврейский автобус. С этого момента началась волна жестоких столкновений между евреями и арабами в этом районе, и столкновения эти включали взаимные перестрелки и нападения на арабские кварталы, совершенные Хаганой, Эцелем и Лехи.







По палестинской версии, жители Лифты были эвакуированы из деревни только в январе 1948 года, после того как семь жителей были убиты, а несколько домов в деревне, ставшей базой для бойцов al-Najjada, были взорваны силами Хаганы, ЦАХАЛа и Лехи. Основная часть жителей деревни переехала в Рамаллу, а некоторые - в деревню Дир-Ясин.



Выйдя из подполья накануне провозглашения государства Израиль, члены организации "Лехи" в Иерусалиме готовились к тому, что должно было произойти дальше. Поскольку Иерусалим не должен был стать частью государства Израиль, местное отделение организации сохраняло независимость, несмотря на то, что чаще всего действовало совместно с Хаганой. Переход от подпольного движения к по сути военной организации привёл к необходимости внутреннего переустройства, в том числе к необходимости создания лагерей. В Иерусалиме было основано три таких лагеря.



Первый лагерь был создан на территории деревни Лифта ещё до образования государства Израиль. В этом лагере готовились к нападению на Старый город и готовили бойцов к продолжению боёв за Иерусалим.

В феврале 1948 года все деревни в этом районе уже опустели. В это время в Лифте временно расселились еврейские беженцы, в основном из квартала Шмуэль а-Нави. После соглашения о перемирии в конце Войны за независимость около двух третей земель деревни остались на израильской стороне от линии границы, и они были добавлены в юрисдикцию муниципалитета Иерусалима. По другую сторону границы на части деревенской территории Иордания основала военные базы (это были территории, которые Иордания оккупировало во время войны (Амунишн-Хилл, Гиват-Хамбатар), и разместила значительную часть деревенских беженцев в домах евреев, изгнанных из Еврейского квартала в Старом городе Иерусалима.





...А мы тем временем дошли до источника "Мей Нафтоах"





Лифта после Войны за Независимость"

12 апреля 1949 года в Сохнутовском отделе по работе с иммигрантами состоялось совещание, в ходе которого было решено передать Мусрару и Лифту отделу абсорбции для расселения в них новых репатриантов.





14 ноября того же года в деревню прибыли первые 100 поселенцев, которые были размещены в заброшенных домах; отдел по работе с иммигрантами предоставил им самые необходимые предметы быта, включая кровати, матрасы и одеяла. 16 декабря газета "Маарив" опубликовала эмоциональную статью под заголовком: "Освобождение может начаться с Мей Нефтоах - в Лифте вновь мерцают огни", но в подзаголовке уже начинают проступать первые намёки на трудности тамошней жизни. В ноябре 1949 года территория Лифты стала частью Иерусалима.





В марте 1950 года в новом посёлке уже проживало около 80 семей численностью около 300 человек. Конечной целью на тот момент было увеличение населения Лифты до 100 семей.



Условия жизни в Лифте были очень тяжёлыми, а состояние заброшенных домов - чрезвычайно плохим. Здесь не было подключения к системам водоснабжения, электричеству и канализации. Вдобавок к этому, добираться в Лифту было достаточно сложно, в ней не было ни единой дороги, а общественный транспорт добирался только до въезда в верхнюю часть деревни. Там не было ни продуктового магазина, ни врача, ни детской поликлиники.







Представители жителей Лифты во главе с Аароном Катриэли начали рассылать письма в различные правительственные учреждения: в муниципалитет, Еврейское агентство, Еврейский Национальный фонд и в разные министерства. Ответственность за Лифту перебрасывалась от одного управления и департамента к другому. Пример такого перекладывания ответственности можно найти в письме от 17 октября 1950 года, от главного врача районного управления здравоохранения к инспектору по делам имущества отсутствующих, в котором говорится:

"Тема: ремонт домов в Мей Нефтухе и Минхате (Лифта и Малха). Из ответа г-на Кушнира из технического отдела Агентства от 6.10.50 на Ваше письмо... становится ясно, что Агентство не готово провести ремонт домов в этих посёлках. Я не знаком с обменом письмами между Вами и Агентством и не мне судить о договорённостях, заключённых в устной или письменной форме о производстве этого ремонта, но это моя обязанность - обратить внимание всех сторон на опасность, которая грозит здоровью жильцов, если их квартиры и дома не будут отремонтированы вовремя, поэтому я прошу Вас еще раз разобраться в этом вопросе с Агентством и сделать необходимый ремонт перед сезоном дождей".







Тем не менее состояние квартала продолжало оставаться тяжёлым.
В ноябре 1952 года деревенский комитет от имени йеменских евреев, размещённых в Лифте, отправил премьер-министру Давиду Бен-Гуриону письмо с отчаянным призывом:

"Что уготовила нам судьба, без нашего ведома нас вывезли из лагеря в заброшенную арабскую деревню и ввели нас в заблуждение, сказав, что едем в Иерусалим и там мы устроимся. Мы отнеслись к их словам как к вбитым гвоздям, и не думали, что они хотят бросить нас, как собак, в место тьмы и смерти. Место запустения и опустошения, место со спусками и подъёмами, место, которое никогда не исправить. Место зверей и лазутчиков, границы и врагов. Без охраны и безопасности, заброшенное место и страх перед врагами и лазутчиками. О, что нам досталось, что мы вынесли на собственных спинах... Мы платим налоги в муниципалитет, и нет у нас безопасности, и как обстоят дела со светом, как идет ремонт дорог, уборка улиц и санитария... Вот почему мы просим у нашего господина и советника премьер-министра Израиля, примите нашу просьбу... Либо присылайте охрану к нам в Нижнюю Лифту днём ​​и ночью, либо отвезите нас в подходящее и безопасное место..."



В 1968 году ученики школы искусств «Бецалель» обратились к мэру города Тедди Колеку с просьбой предотвратить разрушение Лифты. Тогда в Лифте проживало около 300 еврейских семей. В период с 1969 по 1971 год из деревни было вывезено 285 семей, получивших компенсацию и жильё в Иерусалиме.



Последние 13 семей покинули Лифту только в 2017 году

На застроенной территории Лифты до наших дней сохранились остатки мечети, кладбища, водосборника, террас и фруктовых садов. 55 из порядка 410 домов деревни остались заброшенными, за исключением одного здания, которое было отремонтировано и некогда функционировало как реабилитационный центр для наркозависимых. За прошедшие годы заброшенные здания были серьезно повреждены бомжами, каменные стены разобраны, потолки домов взорваны. На протяжении многих лет в Лифте находили убежище обездоленные подростки и другие бездомные, которые селились в местных домах, как правило, на непродолжительное время.





В 1984 году в деревне была обнаружена группа религиозных экстремистов (известная как "Банда Лифта"), планировавшая взорвать мечети на Храмовой горе, но её членов арестовали незадолго до того, как они смогли осуществить свой план.







В 90-е годы прошлого века в Лифте жили русскоязычные новые репатрианты, принёсшие туда свою музыку, культуру и... наркотики.





В 2011 году остатки Лифты хотели снести и построить на её месте роскошный развлекательный комплекс-отель. Бывшие жители Лифты подали петицию, чтобы деревню сохранили как историческое место.





В августе 2022 года муниципалитет Иеруалима и Земельное управление достигли соглашения об отмене проекта и о том, что оставшиеся дома деревни будут сохранены.



Таким образом, сегодня Лифта - последняя сохранившаяся безлюдная арабская деревня, которая не была перестроена или повторно заселена.



...А мы нагулялись и идём назад - по улочкам деревни, так напомнившей мне турецкую Шириндже, по тропинке среди цветов и трав в человеческий рост.













Назад к машинам мы пошли уже по извилистой велодорожке вдоль сухого русло верхнего Сорека



Чудесное место... Очень рекомендую, особенно в сезон цветения.

Иерусалим, путешествия ПИОН, история и археология

Previous post Next post
Up