США-2019. Национальный парк Йосемити

Sep 07, 2019 15:24

21 апреля

Это одно из самых красивых мест, где я когда-либо бывала. Одно из самых красивых мест мира. Место, где дух захватывает, а разум отказывается поверить в то, что всё это реально, и что это происходит - здесь и сейчас. Это место, к которому я смогла прикоснуться так мимолётно, не прочувствовав его по-настоящему. А значит, это место, куда я ещё обязательно должна вернуться.

Это - долина Йосемити.

...Мы встали пораньше утром, позавтракали, навели дома идеальный порядок, чтобы строгий хозяин не содрал с нас штраф, уже в который раз запихали в машину наши нескончаемые чемоданы и пакеты с едой - и двинулись наконец-то знакомиться с парком Йосемити.

Парк находится в горах Сьерра-Невада на востоке штата Калифорния и занимает огромную даже для Америки площадь -  3081 км².

На этой невероятной территории расположены тысячи озёр и прудов, 2600 рек и ручьёв, 1300 км туристических маршрутов и 560 км дорог. Две реки федерального значения, Мерсед и Туолумне (Tuolumne River), берут своё начало в пределах границ парка и далее текут в Калифорнийскую долину.

Наша прогулка по парку шла именно вдоль реки Мерсед, которую впервые мы увидели сверху, вскоре после въезда на территорию парка.

А ещё почти сразу же мы увидели следы страшных пожаров, которые бушевали в парке Йосемити прошлым летом.

Ежегодно парк посещают более 3,5 млн туристов, большинство из которых концентрируются на 18 км² территории долины Йосемите. Мы тоже успели бегло осмотреть только её.

Долина Йосемити (Yosemite Valley или Йосемитская долина) - это самая живописная долина в Калифорнии, имеющая ледниковое происхождение и расположенная в самом центре национального парка в окружении всех его знаковых гранитных скал, таких как Эль Капитан и Хаф-Доум. Длина долины - 12 км. По всей её длине проложены автодороги и трейлы для пеших прогулок, здесь есть визитор-центры, музей, магазины, почта, лоджи и рестораны, кемпграунды, ходят бесплатные шаттлы. В общем, это главная достопримечательность и очаг цивилизации в Йосемити, которую обязательно приезжают посмотреть все туристы.

Но прежде чем спуститься в долину, мы зависли у первого же, судя по всему - безымянного - водопада.

Израильтяне, знающие, какая ценность и временами даже редкость в наших палестинах пресная вода, смогут понять наше неодолимое желание выйти из машины и вдохнуть свежесть первого водопада, призывно шумящего прямо за дорогой.

А теперь в движении:

Ну а пока мы едем вниз и вниз, пару слов об истории парка.

До 1840-х годов нынешняя территория парка и, в частности, долина Йосемити были населены индейцами ахваничи. "Йосемити" на языке индейцев означает название американского чёрного медведя - хозяина этих мест.

Первое достоверное сообщение о посещении долины американцами европейского происхождения относится к 1849 году. Как раз в это время началась калифорнийская золотая лихорадка, приведшая к войнам с индейцами.

В одном из эпизодов этих войн батальон Марипоса, полулегальное вооружённое формирование, поддержанное губернатором Калифорнии, вошёл в долину и сжёг все жилища индейцев, которые были вынуждены уйти вниз по реке Мерсед. Когда позже в 1850-х годах они смогли вернуться в долину Йосемити, их прав на землю никто не признал.

С 1855 года долина начала набирать популярность как место отдыха, и через какое-то время стала столь популярной, что отдыхающие могли ей нанести непоправимый ущерб.

В 1864 году президент Линкольн подписал указ, передающий долину Йосемити и рощу гигантской секвойи Марипоса в собственность штата Калифорния и вводящий природоохранные меры. Это и стало ядром образованного в 1890 году, главным образом усилиями биолога и путешественника Джона Мьюра, национального парка.

(вид на долину с обзорной площадки Tunnel View)

19, 20.

До 1906 года земля всё ещё находилась в распоряжении Калифорнии, и даже позже, в 1910-х годах, штат добился того, что на территории парка была построена плотина Хетч-Хетчи. В дальнейшем парк неоднократно расширялся за счёт земель, выкупленных у частных владельцев на деньги разных меценатов (включая Рокфеллера).

Ну а мы спустились вниз и первым делом на нашем пути был один из самых известных водопадов Йосемити - Брайдлвейл (Bridalveil Fall).

Bridalveil переводится как «фата невесты» - мелкие капли воды, рассеивающиеся вокруг водопада высотой в 188 метров, образуют подобие белого шлейфа, видимого издалека.

К водопаду стоит подходить в чём-то непромокаемом, потому что мелкая водяная пыль окутывает вас с головой ещё в десятке метров от водопада, так, что его самого становится почти не видно.

Это не дождь. Это водопад :)

Индейцы, жившие в долине Йосемити, называли этот водопад «Похоно» (Pohono), что означало «дух порывистого ветра» (Spirit of the Puffing Wind).

Они считали, что водопад охраняет вход в долину.

Водопад находится на южной стороне долины Йосемити, на небольшой речке (ручье) Брайдлвейл (Bridalveil Creek), который после падения распадается на несколько рукавов и впадает в реку Мерсед.

Невероятное место!..

На противоположной от "Фаты невесты" стороне долины с высоты 650 метров несётся водопад "Лошадиный Хвост" (Horsetail Fall). Он представляет собой два ниспадающих потока воды, напоминающие лошадиный хвост, откуда и пошло его название.

Водопад был открыт Джозефом Реддефордом Уолкером в 1833 году. Он активен обычно с декабря по апрель, так что нам повезло его застать.

Водопад течёт с восточного склона горы Эль-Капитан - едва ли не самой знаменитой скалы парка Йосемити, Мекки для скалолазов всего мира. Он является третьим по высоте водопадом в парке.

Лишь несколько дней в феврале здесь можно увидеть редкое явление - отражение лучей закатного солнца в падающем потоке водопада. Водопад становится огненно-оранжевым, и создаётся иллюзия того, что сверху льются потоки лавы или расплавленного металла. Поэтому часто его также называют «Огненный водопад» (Firefall).

(фото из интернета):

Долина Йосемити возникла миллионы лет назад под воздействием огромного материкового ледника, который впоследствии растаял.

Река Мерсед

Кроме двух основных рек, в парке расположено 3200 озёр с площадью более 100 м² каждое, 2 водохранилища и около 2700 км различных речек и ручьёв, каждый из которых входит в один из двух водоразделов. На дне долины по всему парку образуются заболоченные места, которые часто связаны с близлежащими озёрами и реками грунтовыми водами и сезонными наводнениями.

Луга на высоте от 300 до 3500 м над уровнем моря также часто заболочены, так как расположены вдоль протекающих рек и ручьёв.

С одного из таких лугов открывается прекрасный вид на самый высокий водопад парка и Северной Америки - водопад Йосемити.

Мостки проложены над лугом не только из-за болотистой почты, но и из природоохранных соображений.

В парке есть даже ледники. Они относительно небольшие по размеру и занимают территории, большей частью времени находящиеся в тени. Ледник Лайелл (Lyell Glacier), самый большой ледник Сьерра-Невады, и соответственно парка Йосемити, занимает площадь в 65 га.

Ни один из современных ледников не является остатком огромных альпийских ледников ледникового периода, ответственных за изменение природного ландшафта парка. Они образовались во времена относительного похолодания климата Земли, таких как Малый ледниковый период в XIV-XVII веках. Глобальное потепление уменьшило количество и размеры ледников во всём мире, в том числе и в Сьерра-Неваде. Многие ледники парка, открытые в 1871 году Джоном Мьюром, в настоящее время либо полностью исчезли, либо потеряли до 75 % своей поверхности.

Ну а мы едем дальше.

В "Маджестик Йосемити Отель" (The Majestic Yosemite Hotel) - отель, расположенный практически в центре долины. Прежде он именовался Ahwahnee Hotel.

Отель самого высокого класса, в котором останавливаются президенты и прочие персонажи, пользующиеся спросом у прессы. Безумно дорогой (от $500 за ночь), при этом даже за такие деньги мест в нём вполне может не быть. Здание отеля неплохо смотрится на фоне вертикальной скалы и занесено в Национальный реестр исторических памятников.

Мы по нему прогулялись, прочувствовали атмосферу, купили пару сувениров в магазинчике в фойе - и двинулись себе дальше.

Множественные отвесные скалы, ледниковые уступы и висячие долины (то есть боковые долины, днища которых выше днища главной долины) парка Йосемити дают хорошую почву для водопадов, особенно во времена таяния снегов в весенний и летний период.

Гранитная скала Хаф-Доум - визитная карточка Йосемити.

Хаф-Доум (Half Dome) - гранитный монолит, расположенный в восточной части национального парка. Высота скалы составляет 1450 метров над долиной Йосемити. Первое восхождение на вершину датируется 1875 годом, до этого скала оставалась недоступной.

Сегодня Хаф-Доум пользуется популярностью как у простых туристов без навыков скалолазания, так и у профессионалов. Ежегодно гранитную скалу покоряют около 50,000 человек. Последний отрезок пути - так называемый "купол скалы" - высотой 144 метра, идёт по специальной канатной дороге. Мы с Женей смотрели в ю-тьюбе ролик с подъёмом на Хай-Доум, и это снесло нам крышу. Теперь мы тоже туда хотим.

На моём Маке в качестве заставки стоит фото этой скалы, что вовсе не удивительно - в честь национального парка Йосемити была названа версия 10.10 операционной системы OS X компании Apple - OS X Yosemite. А теперь я видела её собственными глазами.

...Времени у нас уже оставалось не слишком много, так что мы не мешкая поехали дальше: мы собирались дойти до самого высокого водопада парка.

Тропа к нему шла по красивому лесу вдоль многочисленных притоков реки Мерсед.

Водопад Йосемити - самый высокий водопад в Северной Америке, с высотой падения 740 метров. Он состоит из трёх ступеней: высота верхнего каскада - 435 м, среднего - 207 м и нижнего - 98 м.

Он наиболее полноводен в конце весны, а к концу лета полностью пересыхает и возобновляется либо после сильных дождей, либо в результате таяния снега; так что мы приехали в очень удачное время.

64, 65.

Лучший вид на все ступени водопада открывается сверху - с Glacier Point. Но туда мы никак не попадали...

К вершине Йосемитского водопада можно подняться по крутому склону. Начало тропы к нижнему водопаду находится несколько западнее информационного центра, идти просто и недалеко. Тропа к верхнему водопаду начинается ещё западнее, в Camp 4, круто поднимается по склону, около 5.5 км туда и обратно. Летом обе тропы сильно загружены.
Туда теперь нам тоже очень надо.

А тогда, в апреле, за 4 дня до конца отпуска, нам пора было покидать это прекрасное место... И от этого в душе восхищение переплеталось с разочарованием.

Целиком водопад Йосемити можно увидеть, только отдалившись от него.

70, 71.

И снова прекрасный лес.

И много-много воды

Водопад всё дальше

Он просто прекрасен - на фоне этих скал и неба.

По пути к машине мы прошли через деревню Йосемити (Yosemite Village) - сердце долины. Здесь расположены визитор центр, почта, музей, магазин.

Я б тут жила :)

А ещё в деревне была расположена большая куча грязного снега ))

И незнакомые мне красиво цветущие деревья:

Последний взгляд на водопад...

И едем дальше, планируя перекусить, посмотреть на последнюю точку в нашем списке достопримечательностей парка - и двигать к очередному ночлегу.

Следующая наша точка - скала Эль-Капитан.

Эль-Капитан (El Capitan) - одна из крупнейших горных вершин-монолитов в Северной Америке. Вершина скалы находится на высоте 2307 м над уровнем моря, или примерно 910 метров над долиной Йосемити. Как я уже упоминала, вершина является культовым местом для скалолазов со всего света. На вершину проложено более 100 маршрутов разной, очень высокой категории сложности.

Первое восхождение на стену совершили в 1958 г. Уоррен Хардинг, Уэйн Мерри, Джордж Уитмор. Восхождение продолжалось 47 дней. С тех пор попытки преодолеть эту вершину совершались постоянно, с переменным успехом. В течение всего срока наблюдения с 1905 года по 2018 год на скале Эль-Капитан погибло более 30 человек, в том числе несколько очень опытных альпинистов. В период с 2015 по 2018 годы произошло 5 несчастных случаев со смертельным исходом. Критики связывают возросшее количество несчастных случаев с влиянием медийного пространства и повышенной конкуренцией среди спортсменов за рекламные контракты с производителями скалолазного оборудования и снаряжения.

Но даже случаи падений и смертей не останавливают отчаянных скалолазов.

Мы видели несколько таких смельчаков; на следующем фото несколько чёрных точек на белом теле скалы - это люди... И один из самых головокружительных во всех смыслах документальных фильмов, которые я когда-либо видела - это фильм "Фри Соло" о человеке, сумевшем одолеть этого гиганта при помощи только лишь собственных рук и ног.

3 июня 2017 года Алекс Хоннольд впервые в стиле «фри-соло» (без использования страховки, одиночно) прошёл сложный маршрут Free Rider (7с/+ (5.12d по Йосемитской системе классификации маршрутов). На восхождение у него ушло 3 часа 56 минут. Стартовав в 5:32 утра он поднялся на вершину Эль-Капитан в 9 часов 28 минут. Об этом восхождении был снял документальный фильм Free Solo (режиссёры Jimmy Chin и Elizabeth Chai Vasarhelyi), получивший премию «ОСКАР» как лучший документальный фильм 2018 года.

И если вы его ещё не видели - бегите смотреть. Мы с Женей смотрели его через пару месяцев после возвращения из отпуска, смотрели дважды - но у меня до сих пор руки покрываются мурашками при мыслях о нём.

И теперь точно всё.
Мы покидаем Йосемити.

Мы едем на запад, в Сан-Франциско, вначале поднявшись из долины Йосемити вверх в горы, а потом снова спустившись по тошнотворному серпантину. Перевести дух остановились у ярко-синего водохранилища Дон-Педро, которое пересекала наша дорога.

Путь нас ждал ещё долгий - до СФ было примерно 300 км.

Тогда впервые за долгое время - с тех пор, как мы уехали из Диснейленда и углубились в парки - мы вновь попали на большую трассу и, соответственно, в пробку. Именно в ней мы и встретили закат.

Но неприятности на этом не закончились; я заболела...

Информация о парке отсюда, отсюда, отсюда и отсюда тоже.

И великолепный рассказ от Жени.