14-15 апреля
Девятый и десятый дни отпуска прошли под знаком одной из выдающихся достопримечательностей мира, о который не слышал разве что Робинзон Крузо - аризонского великого ущелья Grand Canyon.
Я давно мечтала его увидеть; хотя нет, ещё несколько лет назад, я даже не мечтала об этом, потому что это казалось слишком нереальным, не для моей жизни. Но тем не менее, судьба исполнила мою мечту, и я увидела это чудо природы.
И... и не сразу поняла, что в этом каньоне такого великого.
Нет-нет, не спешите упрекать меня в том, что я "слишком много кушать". Просто великий каньон не сразу позволяет себя понять. Ущелье настолько велико и глубоко, что скудные человеческие органы чувств не в состоянии сразу и полностью оценить его грандиозность. К примеру, с его края далеко не везде видно его дно, так что сложно оценить глубину. Каньон уходит вниз на невероятную глубину в 2 км, делая это ступенчато, так что во многих местах видны только относительно неглубокие уступы, ступени и склоны.
2.
Кроме того, каньон настолько изрезан более мелкими ущельями, что не сразу удаётся мысленно собрать их в единое целое.
3.
Но в конце концов каньон покоряет сердце и потрясает ум... без вариантов!
Мы гуляли по Гранд Каньону два дня, в разных составах и по разным маршрутам; так что буду рассказывать по порядку.
Традиционно у Гранд Каньона различают две его стороны - северную и южную, North Rim и South Rim. Южный склон наиболее популярен и туристически развит. Именно с той стороны и находится Национальный парк.
В первый день мы приехали в парк сразу из Кингмана. У нас уже был годовой абонемент во все национальные парки США, так что за въезд мы ничего не платили. Но есть вариант попасть туда бесплатно и без абонемента: можно оставить машину в городке Тусаян (Tusayan) перед въездом в парк и поехать дальше на шаттле, по фиолетовой линии.
Площадь парка - 4927 км², так что понятно, что обойти ногами всё и за короткое количество времени просто нереально. Да и пешеходно-велосипедная тропинка вдоль края ущелья довольно длинна, так что если в планах увидеть побольше за день или два, то никак не обойтись без услуг шаттлов, коих тут целых 4 линии. Мы пользовались двумя - оранжевой и красной.
Карта для наглядности Итак, приехав в парк, мы оставили машину на парковке возле Visitor Center и пошли изучать восточную часть парка.
4.
5.
Сев там на шаттл оранжевой линии, мы доехали на нём до крайне восточной остановки - Yaki Point - и оттуда пошли пешком назад по тропинке вдоль обрыва, не забывая почаще фотографироваться :)
6.
7.
Надо сказать, что именно в первый день каньон меня не слишком впечатлил. Я ни с одной точки не смогла увидеть его дна и реку Колорадо - "виновницу" его образования, поэтому впечатление от ущелья казалось каким-то не завершённым, обрывистым.
8.
9.
Однако, для меня оказалось открытием то, что там так много зелени. Почему-то Гранд Каньон представлялся мне до этого полностью пустынным, каменистым, красным, коричневым, чёрным или жёлтым, но уж никак не столь зелёным.
10.
11.
Мы даже белочек там увидели - впервые за этот наш визит в США.
12.
13.
Кстати, прогулочная тропинка там идёт в нескольких метрах от края каньона, который никак и ничем не отгорожен (кроме специально оборудованных смотровых площадок). Поэтому позировать у самого края можно сколько угодно, главное - быть осторожным и не увлекаться.
14.
15.
16.
17, 18.
19.
20.
21.
22.
23.
По пути мы прошли точку, с которой начинается маршрут South Kaibab Trail, ведущий на дно каньона. Об этом я напишу поподробнее дальше.
24.
Увидев, какое количество народа ходит по тропе, мы тоже загорелись желанием попробовать.
25.
26.
Понятно, что в тот день это было уже нереально сделать, так что мы отложили пеший поход по тропе на завтра, а пока что продолжали свой путь вдоль края каньона до туристического центра.
27.
28.
29.
На одном из склонов мы вдруг увидели снег; и это была первая столько близкая встреча со снегом в этой нашей поездке.
30.
31.
32.
Вернувшись к парковке, мы загрузились в машину и поехали в наше очередное жилище - которое было столько прекрасным, что я напишу о нём отдельно, как и о первом вечере там, который оказался для меня весьма и весьма стрессовым и нервным.
33.
Ну а на следующий день в Гранд Каньон поехали только трое - мы с Женей и Саша. Юлька совсем разболелась (она простыла в машине в тот день, когда мы ездили в
зоопарк Сан-Диего), а дети снова забастовали и захотели остаться дома, с интернетом, телефонами и холодильником )))
Мы же собирались пройти по тропе вниз несколько километров, а потом изучить западную часть парка, вдоль которой ездит шаттл красной линии.
Поэтому первым делом мы нашли начало пешеходной тропы Bright Angel.
34.
Bright Angel Trail - это тропа, спускающаяся до самого дня Великого каньона и заканчивающаяся в одноимённом кемпинге в 300 метрах от реки Колорадо.
35.
36.
Длина тропы - 15,3 км. Всё время вниз и вниз. Перепад высоты от верха каньона до дна - 2085 м.
37.
38.
39.
Все имеющиеся у нас путеводители категорически не рекомендовали никому - даже самым выносливым и опытным туристам - проходить весь путь (то есть вниз до реки и обратно на верх каньона) за один день. Это не просто очень сложно, но и смертельно опасно.
40.
Несмотря на все предупреждения, ежегодно на этих треках погибают от разных причин неосмотрительные туристы.
Мы совершенно не собирались совершать ни подвигов, ни глупостей, а всего-то хотели пройти 2-3 первых участка тропы и вернуться назад.
41.
Первый участок довольно короткий и заканчивается аркой Upper Tunnel. До него всего 1,6 км, перепад высот 180 м.
42.
43.
44.
И мы пока ещё бодры и веселы
45.
Женя с удивлением обратил моё внимание на то, что идущие перед нами, за нами и обгоняющие нас люди зачастую шли не просто в каких-нибудь сандалиях или шлёпанцах, но даже без воды. Очень странно...
Тропа зигзагами спускалась вдоль крутых стен ущелья.
46.
И весело подмигивала откуда-то снизу.
47.
Если меня и пытались посетить мысли о том, что назад придётся идти всё время вверх, то поначалу я их успешно отгоняла.
48.
49.
Тем более вокруг мелко цвели кусты дикой смородины и умопомрачительно пахли.
50.
Касаемо маршрутов ко дну каньона, интересными для меня явились два факта. Во-первых, большой популярностью среди туристов (коих в год посещает Гранд Каньон более 4 миллионов человек!) пользуются поездки на мулах ко дну каньона. И мы видели и мулов, и следы хорошей работы их пищеварительной системы (кстати, по теме и пока не забыла - именно в сувенирном магазине парка Гранд Каньона мы увидели книжку под названием "Кто накакал в парке", которая обучала детей по виду какашек определять оставившее их животное :))).
51.
Второй факт заключается в том, что многие туристы спускаются на дно каньона по одной тропе (к примеру, той, что мы видели накануне - South Kaibab Trail), отдыхают в кемпинге у реки Колорадо, а затем поднимаются наверх по трейлу Bright Angel. Или наоборот.
52.
Кроме того, от кемпинга Bright Angel можно продолжать идти дальше и подняться по северному склону каньона, закончив путь, таким образом, на North Rim. Но это от 32 до 37 км пути с большим перепадом высот, так что задачка эта не для любителей, а скорее для профессионалов.
53.
А мы тем временем всё шли и шли, и я уже, если честно, стала переживать о том, как потом подниматься вверх. Намеченная нами точка - третий пункт маршрута - всё никак не приближалась, хотя вторую мы уже давненько прошли.
54.
В конце концов мы поняли, что сколько бы не спускались вниз, виды вокруг существенно не изменятся, и лучше потратить время на поездку или прогулку вдоль, а не вглубь, и развернулись назад.
55.
И вот тут началась жесть... Тропа шла вверх всё время, на ней не было ни одного мало-мальски ровного участка, где ноги могли бы отдохнуть, а дыхание восстановиться, и очень скоро ботинки стали казаться просто пудовыми. Саша ушёл вперёд, Женя тоже был ещё довольно бодр, и я сказала, чтоб он меня не ждал, и плелась себе в своём черепашьем темпе, то и дело останавливаясь для отдыха.
Вот, Женино фото сверху, где видно меня, печальную и сдохшую, отдыхающую под кустиком.
56.
Но так или иначе, через какое-то время я добралась до верха каньона, а там мы сели в шаттл красной линии и доехали на нём до конечной станции Hermit Rest.
57.
58.
Изучив ассортимент тамошнего сувенирного магазина и купив себе пару чочкес, мы пошли по тропе вдоль края ущелья в обратную сторону.
59.
60.
61.
Несколько "технических" фактов о Гранд Каньоне:
Длина каньона - 446 км. Ширина (на уровне плато) колеблется от 6 до 29 км, на уровне дна - менее километра. Глубина - до 1800 м.
Северное и южное плато ущелья ничем не соединены, поэтому технически перебраться через него поверху невозможно.
62.
Большой каньон - один из самых необычных геологических объектов нашей планеты. В нём можно обнаружить следы четырёх геологических эр Земли, разнообразие скал и пещер, содержащих богатый геологический, биологический и археологический материал.
63.
64.
Великий каньон образовался не сразу. Изначально река Колорадо текла по равнине, но в результате движения земной коры около 65 млн лет назад плато Колорадо поднялось. В результате поднятия плато изменился угол наклона течения реки, вследствие чего увеличилась её скорость и способность размывать горные породы, лежащие на её пути.
65.
Прежде всего река размыла верхние известняки, а потом принялась за более глубокие и древние песчаники и сланцы. Так и образовался Большой каньон, и произошло это около 5-6 млн лет назад.
Каньон и сейчас углубляется из-за продолжающихся процессов эрозии, только реку Колорадо теперь увидеть гораздо сложнее, потому что в наши дни она прячется где-то там внизу.
66.
Но мы её всё-таки увидели.
67.
68.
Сверху она кажется такой маленькой, что даже не укладывается в голове, что именно эта речушка смогла создать столь невероятный каньон...
69.
70.
71.
72.
На одной из обзорных точек мы выстояли целую очередь, чтобы сделать это фото:
73.
И вот эту панораму (по клику откроется полностью):
74.
А потом шли дальше, периодически останавливаясь и замирая перед прекрасным и грандиозным...
75.
76.
77.
78.
79.
80.
По пути нам встретилось несколько мест, где так хорошо можно посидеть и помедитировать...
81.
82.
Коренные жители Америки - индейцы - знали о Большом каньоне ещё тысячи лет назад. К первым признакам жизни людей в каньоне относят наскальные изображения, которые были созданы индейцами около 3 тыс. лет назад.
83.
84.
В 1540 году Большой каньон был обнаружен группой испанских солдат под командованием Гарсии Лопеса де Карденаса, путешествующих в поисках золота. Несколько испанских солдат в сопровождении индейцев племени хопи пытались спуститься на дно каньона, но вынуждены были вернуться из-за недостатка питьевой воды.
85.
С тех пор каньон не посещался европейцами более двух веков.
86.
В 1776 году два испанских священника в сопровождении небольшого отряда солдат путешествовали вдоль Большого каньона в поисках пути из Санта-Фе в Калифорнию.
87.
88.
Первая научная экспедиция к Большому каньону, возглавляемая ветераном Гражданской войны и профессором университета Джоном Уизли Пауэллом, была проведена в 1869 году. Пауэлл исследовал и описал каньон. В его честь названа одна из обходных точек на краю ущелья - Powell Point.
89.
В 2013 году Большой каньон пересёк известный американский канатоходец Николас Валленда, который прошёл над пропастью по канату без страховочных тросов.
90.
В 1940-1950-х годах экипажи многих пассажирских авиалайнеров, пролетающих в этой местности, специально планировали путь таким образом, чтобы дать пассажирам полюбоваться видами Великого каньона. Зачастую пилоты совершали над каньоном несколько «восьмёрок» с левым и правым креном, чтобы улучшить пассажирам обзор.
91.
В те годы это не было запрещено, так как пилоты пассажирских лайнеров имели право, даже находясь на эшелонах, совершать визуальные полёты, что иногда вызывало опасные сближения самолётов в воздухе.
92.
30 июня 1956 года над Большим каньоном произошло столкновение Lockheed Constellation авиакомпании Trans World Airlines и DC-7 авиакомпании United Airlines. Обломки самолётов упали на дно каньона, погибли 128 человек.
93.
Это была самая крупная по числу жертв авиакатастрофа гражданских самолётов в мире до 1960 года (когда произошла авиакатастрофа над Нью-Йорком), и после неё визуальные полёты на эшелонах по воздушным трассам над территорией США были запрещены.
94.
Ещё одна авиакатастрофа произошла над Большим каньоном в 1986 году. В ней во время выполнения экскурсионных полётов столкнулись самолёт DHC-6 Twin Otter и вертолёт Bell 206, в результате чего погибли все находящиеся в них 25 человек.
95.
Сегодня увидеть Гранд Каньон с высоты можно только с вертолёта. В США действует несколько фирм, предоставляющих подобную услугу (например, можно купить вертолётный тур над Гранд Каньоном из Лас-Вегаса, да и вблизи самого каньона мы видели небольшой вертолётный парк).
96.
Другой вариант зависнуть над пропастью - это посетить резервацию индейцев племени Валапай или уалапай, на территории которой построена обзорная площадка Skywalk - мост в форме подковы со стеклянным дном, нависающий над ущельем на высоте 1220 метров...
Мы туда не добрались (хотя я страстно хотела), но Женя там бывал, и вот об этом
его пост.
97.
Возможно, когда-нибудь я постою на этом ужасном стеклянном мосту и полетаю на вертолёте над прекрасным каньоном, дабы по-настоящему его увидеть и оценить.
98.
99.
Ну а пока что я пока только сидела там, смотрела, и не могла поверить в то, что я это вижу.
100.
Рассказ Жени