Семинары в Ковчеге 21, №2

Feb 05, 2016 01:59

Сегодня был второй он-лайн семинар в Ковчеге 21. Там всё живо и демократично, задержали директора на час - задержался и семинар на час. Сложно подстариваться, но чувство благодарности за то, что человек пытается поделиться, конечно, перевешивает.
Рассказывал сегодня только сам Курбатов. В прошлой части речь шла о письмочтении - т.е. обучении чтению через "естественное" письмо. Пишу для себя, что было мне ценно, тем более, что мы с Женей это начали делать, и это хорошо вписывается в Женино желание писать.
В этот раз речь шла о том периоде, когда ребенок уже может сам написать какой-то текст. Что это может быть (это всё называется свободные тексты, но я разделю немного):
  • Свободный текст - то, что ребенок сейчас хочет вам сообщить (съездил к бабушке и т.п.), поделиться, выразить. Причём после этого семинара я поняла, что это не должна быть "крупная форма". Я поняла, что надо озвучить, предложить, записывать даже что-то короткое (привёт, фейсбукам и твиттерам, обычные наши измышления - теперь лонг, понимаешь ли, риды).
  • Переписка (письма писать). Это пока как-то я не знаю, как сделать, и по мнению пробовавших учителей, это быстро затухает. Но раз в год, или мало ли. В голове держать надо. А, в конце семинара пришла мысль написать письмо себе в будущее.
  • Любое действие, где написание текста - сопутствующая задача: газета, задача по математике и т.п.
Не навязывать темы!!! Это я себе, только что попыталась ей с умным видом дать задание написать не текст-повествование, а описание. Рано и нельзя. Дала себе по рукам, отменила. Можно дать толчок, но дальше - что ребенок захочет на ЛЮБУЮ тему.
Исключение - тексты по заданию, но на увлекшую ребенка тему (та же Женина сказка, там был только формат), или вот про динозаврика Дино она сочинила тоже в аналогичной ситуации. Ей в кайф, глаза блестят. А "описание зимнего леса" в глазах отразилось недоумением. Как вовремя я вписалась на семинар, могла всё испортить.

Что можно дальше делать с готовым текстом.
1) Сам текст, манера речи, что ли. Поощрять уход от штампов. Не править, вмешательство минимальнейшее, просто отдельно отмечать удачные моменты (принцип зеленого подчеркивания - тоже из недавних приобретений, мне очень понравился).

2) На основе работы с текстом заодно и говорим о грамматике - что попадется. И большие буквы, и времена глаголов. Возможны "тематические" задания. А теперь найди в тексте местоимения и т.п. Найди глаголы, поставь их в другое время и т.п. Выписываем перечень навыков, которые должен освоить ребенок, и следит за тем, что ребенок это освоил. Грамматика, как прикладная к тексту, а не главный отдельный предмет.

3) Офография - да, идеальной не будет. Но вырабатывается орфографическая зоркость.

В средней школе уже надо форму, тему (не описание, не изложение, не надуманные темы, а реально то, что задевает и волнует).

Далее еще общие вещи.

Обязательно печатать тексты, это повышает статус, ценность текста. подбирать в папку, издавать самодельную книжку (я планирую, думала к ДР, может, к концу уч. года).

Главное изумление Курбатова - почему на семинаре родители,а не учителя. Они затевали для учителей, их крайне мало. Ха, попробовали бы мы своей учительнице это рассказать.

Вопрос "из зала". Нужна ли фонетика в началке? И нужна ли она вообще в школе.
Курбатов не дает категоричного ответа. Не готов сказать, что "не нужна". Но в процессе размышлений + комментариев слушателей рождается, что в небольшом объеме нужна, но тогда, когда начинает влиять на орфографию.
Дуп-дуб - берётся не через фонетический разбор, а через проверочное слово (звучит для началки куда проще, чем ставить в позицию и т.п.).
Раз-рас - приставки. Вот тут приходит, что надо (можно) давать фонетич. разбор тогда, когда будет потребность. К слову, середина третьего класса, у Жени еще этого не было. Т.е. это изучается позже.
Вот как-то так.

обсудим, нешкола, семинары-конференции

Previous post Next post
Up