Последняя, я надеюсь.
Михаил Эпштейн.
Институт альтернативного образования им. Я.Корчака, частная школа Эпишкола (Питер)
Тут многое снималось на телефон, потому что были интересные вещи в презентации, не уверена, что сегодня есть силы "снимать" это с фотографий, наверное, буду дополнять потом. Или будет ссылка на презентацию. Слушать было интересно, человек, как минимум, много знает, владеет большим пластом педагогической информации разного рода.
Зачем школа? Она это дает или этому вредит?
- получение знаний,
- научиться учиться,
- аттестат,
- поступить в ВУЗ,
- поддержка тех, кто не как все (как-то иначе было сформулировано),
- научиться жить в коллективе,
- найти друзей,
- развитие и личностный рост.
В обычной школе ребенок слушает, а не действует. Школа не учитывает психологический (?) интерес ребенка, подавляется индивидуальность. Тут была серия хороших цитат про образование от разных людей и песонажей, в частности "я не позволю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию".
Опять звучит про то, что мы забираем из школы и устраиваем дома ту же школу.
А что взамен? Упоминается Иллич и его идея 4х сетей, программа дескуляризации общества.
Поиск новых форм школы. Рассказ об истории образования (тут видимо были слайды).
Дальше мои записи уже про то, что делают они.
Надо идти от ребенка, деятельность должна быть целесообразная, обучение как развитие жизни, как выход на новый уровень. Размышление над тем, какая должна быть школа сейчас. Дать подростку реальную цель, например, показать живого человека, чтобы подросток сказал "я хочу как он, что для этого надо сделать?" - "Закончить школу" - "Ок", и пошел к этой цели.
Образование от кейса (ненавижу это слово), от реальной задачи. Чтобы решить - нужны определенные знания, и это есть процесс получения образования, не как самоцель, как прикладная задача. Рассказывал про успешный опыт (вроде в Штатах), где подобная система брала реальные задачи от фирм-партнеров и вполне преуспела.
Т.е. образование через исследование. Проект setilab.ru. Кстати, заглянула, там характерное для этого докладчика, что проект - для учителей. Педагогика - нашевсё. Домашников он, судя по всему не любит.
Михаил отметил, что есть значительное количество людей без педобразования, которые начинают делать очень интересные проекты. Сетует на то, что они - по очевидным причинам - не хотят идти в педвузы. Вопрос, задача, как донести до них ценное из старого педагогического опыта, чтобы они не били себе уже набитые ранее шишки.
Кстати, отметил, что часто путь идет как "отказ от обычной школы - хоумскулинг - создание альтернативной школы".
Вот один момент с фото. Черты "новой школы": уважение, интерес, опыт (в смысле накопленный опыт ребенка), дело, самостоятельность, ответственность, выбор, диалог, творчество, погружение, проект, общение, игра, целесообразная деятельность.
Наши пенаты. Елена Котова. Московская Монтессори-школа.
Вот при всей моей любви к этой системе - слушать было невозможно. Презентация в нудном ее виде, такая вся правильная из себя, включая заключительный слайд. Тезисы-картиночки, тезисы-картиночки. Этим невозможно зажечь или увлечь.
Но вот некоторые моменты. Речь о школе на возраст 6-12 лет. Дальше там идет следующая ступень, и вроде бы такой еще пока в России нет (не уверена, что правильно излагаю).
Что свойственно этому возрасту: развитие абстрактного мышления, ребенок ощущает себя как часть группы, в группе правила, возможность пробовать разные роли, отделение от семьи, развитие чувств морали и справедливости, подражание героям.
Что у них: специальная среда (пособия были показаны мельком, но вот что меня сильно впечатлило в этом докладе - фото пособий по математике, например, можно "пощупать руками" извлечение корня, очень советую тем, кто дает детям математику, посмотреть их пособия), разновозрастная и довольно большая группа (30-40 человек), нет фронтальной работы, нет конкуренции и оценок, навыки планирования, учим учиться, свой темп, целостная картина мира.
Маршрутная карта (я так понимаю, это понятие типа расписания, своеобразный учебный план).
Вдруг выпавший из общего потока слайд. Какими навыками нужно обладать человеку будущего?
- Эмоциональный интеллект,
- смысловая работа с огромным объемом информации,
- умение учиться всю жизнь, уметь адаптироваться к быстро меняющемуся миру,
- межкультурная компетентность, умение общаться с людьми разного уровня: возраста, культуры, навыков,
- междисциплинарность, понимание взаимосвязей,
- проектное мышление, умение выстраивать процесс и получать результат,
- умение работать и учиться удаленно,
- самомотивация,
- тайм-менеджмент.
Начало образования от ключевых историй - истории Вселенной, жизни на земле, чисел, человека, письменности и т.п. Цель - зажечь, дать толчок. Сам формат обучения - короткие уроки в минигруппах, а затем самостоятельная работа с пособиями. Опора на чувство ответственности - перед обществом, государством, родителями (да-да!). Учитель - не гуру, не обязан всё знать. Спрашиваем не у учителя, а у книги. (Вот жалко, только сейчас пришла в голову мысль, есть ли у них в "среде" компьютер с интернетом).
Оценивает себя ребенок самостоятельно. Важно развитие эмоционального интеллекта, взаимодействие детей в процессе обучения.
(Тут я сломалась и стала слушать вполуха, пить чай и есть банан и ожидать выступления Зицера, узнала его по фото из статей).
Да, вот что вспомнила. Услышала это, входя в аудиторию в момент вопросов. Лектор заверяла, что дети из их школы легко адаптируются в других школах при переходе. Вот в это - не поверю никак. Только если они осознанно отступают от классической системы, как это делают в нашей садиковской группе, где воспитатели чувствуют свою ответственность за то, что дети дальше идут в обычные школы, стараются им дать требуемые навыки, знания и умения, чтобы облегчить адаптацию. Классический монтессори-ребенок занимается тем, что ему интересно, он не привык жить короткими кусками (уроками) и расписанием, единым для всех. Насколько я знаю, он может неделю заниматься только русским, например. Да, у них (у Пенатов) есть кураторы, которые анализируют с ребенком прошедшую неделю. Маршрутная карта введена, судя по всему, для той же цели - вынудить браться за то, что не привлекает. Монтессори-система, насколько я вижу, всегда не абстрактная, она про пощупать, про деятельное изучение. Сравните это с обычным уроком, где надо сидеть и смотреть на доску/слушать гуру и потом в большом объеме, от корки до корки, сдать все предметы. А наш ВУЗ, где ты будешь подыхать, не сдав с третьей попытки то, что тебе в общем-то не очень надо. А скорее всего вообще не понадобится в твоей работе или специализации потом. Ну да это опять лирика.
До того, как перейду к Зицеру, пара ссылок с визиток и раздаток.
http://school-inter.net/prepodavateli/ - сразу на страничку преподавателей. Интересно, что это такое...
Перелетная школа "Культура Единства" -
https://www.facebook.com/Перелетная-школа-Культура-Единства-710705995642278/Семейный лагерь "Время роста".
Дима Зицер. Школа "Апельсин". Институт неформального образования (чего у них там только нет, в Питере!)
Это, конечно, стоит слушать живьем. Стоит дискутировать - он это делает довольно жестко, но это помогает оценить свои доводы, чего они стоят.
Но посмотрим, у меня записалось.
Часть первая. Что нужно детям? Отойдите от того, кто скажет "я знаю". Мы не знаем, и знать не можем - из этого надо исходить.
Но тем не менее, что может быть важно:
- навык выбирать (высокая вариативность мира)
- учиться взаимодействовать (знания, люди, технологии, микрофон, ...)
Как учить. Мы изучаем, как падает игрушка на пол, до года. А проходим это в восьмом примерно классе. Не странно?
- Чтобы что-то выучить, надо в это погузиться, надо этим окружить, надо это использовать.
- Субъектность. Не учитель даёт знания ребенку, или даже родитель по индивидуальному подходу. А движение от ребенка.
- Исследование, а не схоластика. Кто я (кстати, Женя сегодня задала этот вопрос - риторически)? какой-какая я? познать себя, познать мир вокруг.
- Наличие выбора (урок по выбору).
Поощрять любопытство во всех его проявлениях (но в рамках приличия и норм поведения).
Вопрос из зала. Как восстановить мотивацию у ребенка? - Захотеть жить самому.
Учитель должен понимать, зачем он дает этому ребенку (этим детям) этот навык, эти знания. Не потому, что по программе сейчас положено. Пример с таблицей умножения - зачем её зубрить во втором классе. Он не спорит, нужна она или нет. Но "требует", чтобы учитель понимал, зачем и что он несёт детям.
Учитель - потрясная профессия, возможность заниматься собой, своим ростом. Зачем я сейчас делаю это?
Мотивация детей зависит от нашей. Мы не замотивируем тем, что нам не нравится самим (сразу поясню, что речь не идет о тех ситуациях, когда ребенку уже интересно то, что не интересно нам). Речь о появлении интереса с нуля.
Как можно действовать - опора на личный интерес и исследование как метод.
Чтобы ребенок рассказывал, как дела - рассказывайте сами.
Из зала в процессе вопросов (а идет не односторонняя лекция, а реакция на реплики и вопросы) звучит рекомендация вот этой книги Франсуаза Дольто "На стороне ребенка".
В ответ на вопрос о том, что делать, если ребенок изучает все поверхностно, не углубляясь или останавливаясь при малейших трудностях, тот же, кажется, человек советует книгу Барбары Шер "Отказываюсь выбирать". Сам Зицер в этот момент - когда мы говорим о ребенке - не видит в этом ничего плохого, не считает нужным пинками загонять в более глубокое знание. На данном этапе, возможно, движение в ширь, а не в глубь, увеличивает для ребенка шанс найти своё.
Еще о Зицере в первой части, здесь
http://lynxichka.livejournal.com/847867.html