Вот уже много лет (интересно бы знать - сколько) в магаданском центральном городском парке в самом вроде бы "сердце" парка, но в тени деревьев, стоит необычная скульптура. Необычная она потому, что никак не ожидаешь встретить в парке столице Колымы (обременённой тяжелым историческим прошлым, так сказать) что-то подобное. На моей памяти в былые времена она была выкрашена бронзовой краской, сейчас же, вероятно, ей придали "исторический" вид.
Полагаю, мало кто догадывается, кроме тех, кто лишь немногие, что "этот голый мужик" в парке, не что иное, как копия знаменитой скульптуры одного из "Рабов Микеланджело" - "Восставший (скованный) раб" великого скульптора, которые являются вершинами его скульптурного творчества.
А между тем, это практически частичка Лувра, и пусть и не очень похожая, но узнаваемая копия знаменитого произведения.
[Что обозначает скульптура]Цитата 1: Двух рабов из Лувра, самых знаменитых, условно называют одного «Восставшим», другого - «Умирающим». Истинное значение фигур не вполне ясно. По утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, - олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал».
Цитата 2: Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Медленно обходя, спереди и с боков его фигуру, следя за меняющимися пластическими аспектами, зритель видит все стадии героического и преисполненного мощи, и все же напрасного усилия разорвать путы - то предельное напряжение, то новое отчаянное усилие. Так само пластическое построение воплощает в себе развернутую тематическую концепцию и сложную эмоциональную динамику образа. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» - настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. В сложном винтообразном движении тела, в предельном напряжении всех мускулов, в выражении лица - стремление к свободе. Рассчитанная на разные точки обзора, статуя отличается пластическим богатством и выразительностью.
Стоит себе, понимаешь, в кустах городского парка Магадана, не имея ни таблички, ни подписи. Интересно, знают ли сами сотрудники парка или его руководство о том, что это за парень, которого так скрючило (не иначе, как от холода)? Думается мне, что такое обязательно необходимо как-то подписывать, обозначать. Потому что, как минимум, это будет нести и просветительскую миссию, и Раб, наконец, обретёт Имя и Автора, а не останется безымянным мужиком среди лиственниц... Ну и не мешало бы обновить краску, пожалуй.