Немного неожиданно для меня месяц назад меня пригласили поработать мадрихой у группы студентов маса. Первоначально, я должна была вести группу Антона, но когда узнали, что в этой группе есть мой брат, мне дали группу. Антон все равно не поехал, а у меня группа из 26 мальчиков, которые учат cisco и одной девочки. На первой ознакомительной встрече я вспомнила как в 18 лет первый раз водила группу подростков в поход: у меня было 16 мальчиков и 1 девочка.
В таком формате работать непросто. Вл-первых, потому, что я совсем не знаю группу, группа не знает меня. Во-вторых, группа соверешенно не мотивирована на работу (привезли в пустыню, раздали какие-то бумажки с текстами, читатйте, а потом расскажите как это отзывается в вас. И все время вопросы о чувствах, о переживаниях, что узнали нового о себе). В-третьих гид, с которой я вела группу очень плохой ведущий. Она очень много знает, может ответить на любой вопрос, опытная, но какая же она обесценивающая, обвиняющая, жесткая, зацикленная на себе и своих переживаниях. С нашей группу случилось то, что "как корабль назовешь, так он и поплывет". Она изначально решила, что такая группа может быть только закрытая, разговорить их невозможно, делать они ничего не хотят и не будут - такими она их и видела в течение всей программы. Хотя ребята очень классные. Да, специфические, но это не значит, что они плохие. Все четыре дня она ужасно их прессовала по поводу их неблагодарности, неуважения, безответственности и ребячества. А мысль, что она плохо работает с группой и, может быть, имеет смысл изменить что-то в своем поведении, чтобы получить другую реакцию, в голову, ей видимо не приходила. Они виноваты и точка. А мне постоянно приходилось выслушивать ее жалобы на ребят. В конце первого дня я сказала ей, что может быть она немного их отпустит? Так в последний день, когда треть группы опоздала на занятие, она сказала, что я же сказал ей отпутить их, так вот они и не пришли (я, значит, виновата). причем она была убеждена в том, что они это делают специально, прогуливают, не работают. А не работают они так: она им дает задание типа "что было самое запоминающееся за сегоднящний день?". Ну они честно отвечали: очень хотелось есть/спать/писать и из-за этого все остальное вокруг было сложно уловить и прочувствовать. Что делала мой гид? Ругала и отчитывала за такие ответы, потому что они неправильные. Уф! Иногда мне удавалось успеть ответить раньше, чем она, и вернуть процессу жизнь, а не задушить заживо. Во второй день я попросила провести занятие, которое закрывает день, со словами, что ты же так устала от них, давай ты отдохнешь, а я все сделаю. И она правда сидела тихо и почти не влезала. И получилось классно! Да, не все говорили про чувства, но было доверительное, безопасное пространство, в котором всем комфортно и интересно. Группа была включена и в контакте со мной. Утром следующего дня мне было сказано, что не стоит мне больше вести в одиночку, потому что получается, что она - плохой полицейский (потому что ей достается весь негатив, а со мной им весело и хорошо), а я провожу занятие в легкие дни, когда они не такие уставшние, как после пустыни (первый день был самый тяжелый). Я с ней согласилась (потому что это было правда так. Она - плохой полицейский, от которого хочется сбежать. Но она просто не замечала, что я тоже могу решать с каждым из участников конфликтную ситуацию (не пришел/опоздал/не достаточно раскрыл тему обсуждения), но учитывать при этом личность человека и его потребности, а не давить из него сок. Мне действительно можно было быть немного более жесткой, но мне так этого не хотелось. Когда я прошла семинар для мадрихов таглита (десятидневная программа для израильской молодежи из снг) я боялась, что не смогу общаться с группой. Потому что раньше в подростковых группах я очень сильно контролировала и мало просто общалась. И вот после этой группы я поняла, что вообще-то я могу просто общаться и у меня это получается. и мне было так классно от этого.
В предпоследний день у нас было занятие под кодовым названием "мимими". В три круга каждый благодарит сначала своего соседа справа, потом дарит конфетку кому-то другому из круга, а на третьем кругу можно подходить к нескольким людям, дарить конфетку и благодарить за что-то. Очень люблю это упражнение. Парни быстро включились и были, правда, искренние и открытые (но нашему гиду это все равно не понравилось. Недостаточно. Говорили какую-то ерунду). и мне было так радостно за них, что у них был такой необычный опыт. На третьем кругу ко мне многие подошли и сказали, что без меня им было бы совсем плохо, что я привносила позитив, что я была к ним внимательна и отзывчива (что не удивительно на таком-то фоне).Один комментарий меня просто сразил: вот ты так здорово появлялась в нужный момент, а в ненужный не появлялась и не капала на мозги.
После этой группы я много поняла про себя как про ведущего, про свои сильные и слабые стороны. Увидела многие групповые феномены, которые знала только в теории, а теперь проверила на практике. Работа в паре дала мне свежий малериал для анализа. Это было интересно и очень полезно. И даже без последствий ;-) Уж не знаю, позовут ли меня ещё вести подобные группы - все таки, мне кажется, я что сделала достаточно косяков как мадрих )) У меня после окончания группы есть ощущение, что я была на своем месте. И, наверное, через недельку я бы поехала так ещё раз ;-) но не поеду. потому что ко мне приехала милая Ран, и мы чудесненько проводим время.
А из гимназии я уволилась. И даже не вспоминаю.