К недавнему рэп-баттлу Оксимирона и Гнойного (Славы КПСС)

Aug 20, 2017 11:25


Важнейшим из искусств на сегодня для нас являются рэп-баттлы. Нет, я серьёзно.

Так получилось, что примерно полгода назад я прочитала в ленте фейсбука восторженные восклицания одного сценариста (я подписана на новости его сценарной мастерской) - вот он, новый большой поэт! Там упоминался баттл Оксимирона и Джонни-боя.

Я посмотрела. И впечатлилась настолько сильно, что сперва собиралась перестать ругаться вообще. Нет, серьёзно, а какой смысл, Окси всё равно не переплюнуть - так владеть словом ещё уметь надо. Он там методично, зло, и очень смешно выносил Джонни. Причём конкретно выносил - только в первом раунде, а остальные два раунда читал рэп про какие-то лично ему интересные темы - и было реально круто.
Потом, правда, меня отпустило, и зароков никаких я не дала (то есть, ругаться буду). Но другие баттлы Окси пересмотрела: с Дуней, с Крип-а-Крипом, ещё что-то, не помню. Да, Оксимирон выносил и их: кого-то в жанре "избиение младенцев", кого-то невзирая на отчаянное, но бесполезное сопротивление.

Почитала и в википедии про Оксимирона. Ещё более впечатляет (особенно невзначай упоминание про "работал консультантом с копытом" - оооо, наш человек, питерская интеллигенция! Он читал Булгакова!)


________________________________________

Вот что писал про жанр баттла в фейсбучике Владимир Гуриев (люблю его тексты):

случайно открыл для себя рэп-батлы на русском языке.

я, конечно, и раньше знал, что они существуют, но, как выяснилось, я совершенно неправильно представлял себе, что это такое.
мне почему-то казалось, что рэп-батл это когда два чувака по очереди читают рэп на свободную тему - и кто, типа, лучше читает, тот и победил.
ну потому что это круто придумывать и читать рэп в реальном времени, и все такое.
не знаю, почему я так решил, если честно. мог дойти своим умом немного не туда и успокоиться, со мной такое бывает.
на самом деле, все устроено иначе.
два молодых человека - эта часть совпадает - договариваются о батле, расходятся на пару недель и пишут друг про друга несколько стихотворений.
это всё не имеет никакого отношения к гомосексуализму, если что.
и поскольку это всё не имеет никакого отношения к гомосексуализму, стихи на выходе получаются очень брутальными и, в основном, рассказывают о том, что ты, противник, жалкое ничтожество, бездарный сопляк, у нас с твой мама был оральный секс, а еще ты, мерзляк, не очень интеллигентный человек, который плохо разбирается в стихах и совсем плохо их пишет.
это все выучивается наизусть.
потом они встречаются в клубе и зачитывают друг другу по три заранее заготовленных стихотворения в лицо, размахивая при этом руками.
у кого стихотворение лучше, тот и победил.
я вырос в далеко не самом бандитском районе, но у нас за такое просто били.
и за стихи. и за размахивание руками. и за немотивированное сокращение дистанции при разговоре.
и особенно за маму.
я не говорю, что это хорошо, я сам никого не бил, например. но просто культура была другая. и расскажи мне кто в детстве, что на это будут смотреть десятки миллионов человек, а драки нет, я бы не поверил.
это немного похоже на бокс и фигурное катание одновременно. в рэп-батлах даже придумали специальные названия для определенных ударов, но в отличие от бокса их никто не считает, судьи полагаются на свой вкус.
"я тобой пообедаю, тебе быть удобрением, ты здесь не за победою, а моим одобрением. ведь я бросил тебя под стать твоему отцу, но не жди покаяния, как бы ты ни спешил и буянил (?), это оставило внутри тебя экзистенциальную пустоту, которую ты пытаешься заполнить большими..."
это я выбрал относительно мягкую цитату, потому что в предыдущих трех минутах этого выступления из цензурных слов, в основном, предлоги.
как и в фигурном катании тут важен артистизм.
в общем, очень необычно и интересно, но у русских батлов есть одна нерешенная проблема.
к большому сожалению всех участников в них иногда участвует оксимирон, что несколько обессмысливает всю затею.
потому что у него по артистизму десятка по шестибальной шкале, а по текстам - уверенная шестерка.
и если он участвует в батле, то смотреть его не очень интересно, потому что это избиение младенца. а если он не участвует в батле, то там, в общем, не на что смотреть.
в тусовке был еще один подающий надежды чувак, который однажды спел-зачитал гениальную "я сияю ярко", но его повязали за наркотики, и теперь он сияет издалека.
и, собственно, на воле остался всего один любитель поэзии, у которого против оксимирона есть хоть какой-то шанс.
я никогда не думал, что напишу такое предложение, но жизнь - жестокая штука.

гнойный, постарайся, на тебя вся надежда.
________________________________________

А 15 августа, кажется, на морде яндекса засветилась главная новость дня: запись баттла Оксимирона и Гнойного набрала на ютубе за ночь 4 миллиона просмотров! Я слегка прифигела, конечно: нет, ну я могу понять, что человека кто-то называет Гнойным, но что он сам, своей волей, на это поименование отзывается??? Тем не менее, баттл засмотрела. Окси там, конечно, традиционно красавчик. Но уже в первом раунде Гнойный назвал его последний альбом "пачкой либеральных высеров" - и мои симпатии резко сместились к Гнойному, резко. И в дальнейшем я болела только за него.

Ну что сказать. Если вкратце - то Оксимирон сам себя перемудрил, сам себя переиграл. Его традиционные разговоры о том, что лично ему интересно, из занимательных виньеток превратились в конченный аутизм, когда он читает стихи самому себе (и какая разница, что стишата эти матерные). Он проиграл даже не потому, что Гнойный был крут - ну да, Гнойный оказался реалистичнее, напористее, твёрже стоял на ногах и был моложе и злее. И был более живым. Окси заумствовался, "кручу-верчу-запутать хочу" - ну вот, сам себя и замотал.

(Отчётливо заметно, кстати, что Окси очень быстро думает и быстро сочиняет: в начале почти каждого раунда он вставляет панч, явно написанный только что, по горячим следам произошедшего вот на этом, текущем баттле. Значит, прямщас и сочинил - круто!)

И гордость берёт, что наши матершинники - самые начитанные матершинники в мире. Вот тут добрые люди собрали и поставили ссылки на все цитаты из баттла Оксимирона и Гнойного: ну так вот, там и Гумилёв, и Оруэлл, и Замятин, и ещё две дюжины писателей и поэтов. По-русски даже материться без отсылки к великой русской (и отчасти мировой) литературе невозможно.

И вообще, только старый дурак Лоза может яростно ханжить против рэп-баттлов: ааааа, они же там МАТОМ РУГАЮТСЯ! Ну да, жанр такой. Если кто не в теме, то первая часть ростановского "Сирано де Бержерака" - именно про то, как мужики собираются в кабаках и там ругаются, энергично переходя на личности (а потом начинают драться). И Сирано там всех побивает. Да, в переложении истории Сирано для сцены мата нет - но, поверьте, в реальном кабаке он был. То есть, жанру точно много веков (а Лоза в курсе только насчёт казахов).

(И не ведает Лоза, что ему звонят с просьбой дать комментарий исключительно для лулзов. Да над ним весь рунет покатывается - но нет, Лоза щочки надувает и высказывает своё ценное мнение, которое имело смысл в последний раз в семидесятые годы 20 века).

________________________________________
Юрий Лоза о баттле:
Вчера позвонили из агентства новостей и попросили прокомментировать победу Гнойного над Оксимироном. Так как я понятия не имел о существе вопроса, мне объяснили, что речь идёт о публичной перепалке двух героев молодёжного разговорного жанра. Как мне пояснили, это новомодная забава называется рэп-баттл и собирает огромную аудиторию на ютюбе. Я попросил время для ознакомления, попробовал посмотреть, но не смог - ну совсем не моё.
Соответственно, когда позвонили повторно, я задал встречный вопрос - какое экспертное мнение они хотят от меня получить? Как композитору мне нечего обсуждать, потому что ребята читают свои вирши без какого-либо шумового сопровождения, так что даже рэпом это назвать нельзя. Может, какой-то ритм звучит у них в голове, но об этом можно только догадываться. Как поэт или текстовик я тоже ничего сказать не могу, потому что ни поэзией ни песенными текстами там опять же не пахнет. В моём понимании, стихи могут жить самостоятельной жизнью, а то, что звучит на баттлах привязано к персонажам и месту действия - это зарифмованные оскорбления конкретного оппонента с применением ненормативной лексики. Конечно, любая драчка притягивает внимание. Думаю, если бы два известных медийных персонажа объявили, что собираются там-то и тогда-то кидаться какашками, их поединок набрал бы даже более трёх миллионов просмотров, как в этом случае.

А теперь по существу. Первое - никто не знает, сколько человек было задействовано для написания этой словесной мешанины, ведь то, что проговаривали участники баттла - не импровизация, а домашняя заготовка. Вполне может быть, что всё слеплено командами седых подёнщиков за соответствующие деньги. Второе - ничего принципиально нового не происходило, как бы ни пытались организаторы выдать эту перепалку за нечто оригинальное. Скажем, у казахов уже много столетий подобные поединки носят название "айтыс" и выглядят следующим образом: два акына садятся друг против друга и устраивают музыкально-поэтическое состязание, аккомпанируя себе на домбрах. Правда, там не допускается помойный мат, что говорит о более высоком уровне культуры, а участники соревнования хоть и используют домашние заготовки, но в основном импровизируют. Ну а то, что они обязаны параллельно играть на музыкальных инструментах и попадать в ноты собственных мелодий говорит нам о том, что сегодняшних баттл-героев до айтыса просто не допустили бы из-за полной профнепригодности.
_________________________________

Ещё несколько рецензий на баттл:
________________________________________

Сценаристка Лилия Ким объясняет с точки зрения построения арки сценария, что Окси то ли специально подставился, то ли сам себя замудрил:

Про баттл Оксимирона и Славы КПСС (Гнойного). Про баттлы я не знаю ничего, но раз уж Оксимирон так активно поминал там "Тысячеликого героя", путь героя и пытался разложить все по арке, то тут я имею что сказать. И это:
Вариант 1: Оксимирон так хорошо понял тему, что все заранее было спланировано так, чтобы Гнойный в каких-то, не знаю каких и гадать не буду, интересах победил неизбежно. И под эту задачу история была выстроена ювелирно.
Вариант 2: Оксимирон Кэмпбелла читал, но ничего не понял.
Объясню с т.з. варианта 1, где Оксимирон гений сторителлинга и победа Гнойного с адский хайпом была целью с самого начала.
С т.з. "Тысячеликого героя":
1) героем автоматом стал Гнойный, потому что это Оксимирон его вызвал - и Слава отправился в путешествие;
2) прогнав сначала телегу про отца, короля и все прочие свои регалии с выводом, что Гнойный всего этого недостоин - Оксимирон так же автоматически отыграл бит "потеря отца", в котором архетип автоматически уводит аудиторию сразу на сторону отвергаемого сына, который отправляется в путь за храбростью, силой и славой (уже с этого момента Гнойный победил);
3) темой про героя, которые преодолевает невозможные препятствия - Оксимирон окончательно спалил за собой все мосты, потому что перед этим обозначил себя как самого крутого, популярного, крепкохуего царя горы. А это выглядит как "невозможное препятствие" на путе Гнойного, который Оксимироном же до этого сделан героем, младшим сыном, отправляемым в путь папашей-королем и до кучи, для тех кто совсем уж в танке назвал "андердогом". А underdog - это вообще любимый герой, священная корова всех симпатий, все коллективное бессознательное всегда на его стороне;
4) чтобы уж совсем не могло ни при каких обстоятельствах случиться победа на дрожжах прежних заслуг - Оксимирон продолжал и продолжал накачивать тему своего величия, игнорируя главного героя, рассказывая о своей правде, как все должно быть устроено в мире и всех несогласных надо уебать срочно. Словом вел себя как матерый, архетипический антагонист, победитель дракона, который им стал - все пули в одно это яблочко. С невероятной убежденностью в своей правоте. При этом говорил не о сопернике, а про себя и бизнес и вообще, показывая эталонный пример, что такое когда "антагонист считает себя героем и спасителем";
5) дальше уже все было неважно - Гнойный был самим же Оксимироном поставлен на рельсы неизбежной сокрушительной победы и ему оставалось четко поймать и проговорить каждый бит из вышеперечисленного. Что он и сделал. И отработал биты "хозяин двух миров" и "возвращение с элексиром" так, что это можно в ряду эталонных решений студентам показывать. Вот он такой же точный в формулировках, потому что внимательный к противнику, сохраняет суть субкультуры, предлагает решение, и "я лучше сдохну ебучим ноунеймом, чем прославлюсь и буду тобой" должно войти в историю сторителлинга, как шедевральное исполнение "добытое в испытаниях волшебное копье убивает дракона".
Если все было задумано, чтобы Гнойный победил, тогда чуваки гении и сыграли все как по нотам. И бонус, что теперь андердог Оксимирон, попадает в архетип "утраченное царство" и маятник симпатий автоматически качает теперь в его сторону.
Если нет - мы все равно увидели эталонный путь героя и ничего не теряем))

________________________________________

Дмитрий Ольшанский удивлён и ликует: демократия сломалась, теперь по правилам либеральных словесных поединков могут выигрывать не только красиволицые!

Самое интересное в соревновании Оксимирона и Гнойного - это уж точно не наша коллективная свадьба товарища Полянского, на которой мы вдруг узнали о существовании рэпа.
Интересно что-то другое.
Поэтическая история.
Потому что этот бесконечный текст, который каким-то немыслимым образом выучен участниками наизусть, но произносится почти как свежий, текст, который постоянно ныряет из русского языка в англицизмы и возвращается обратно, текст, который дает новую жизнь рифмам, едване убитым сволочами-верлибрами, - это большая радость для каждого, кто пришел с мороза.
Гуманистическая история.
Вдумайтесь. Миллионы людей в России смотрят на то, как один дуэлянт вовсю оскорбляет другого, поливает его на всех этажах, включая этнический и сексуальный, хватает его за плечи, подходит к нему буквально нос к носу, и так его, и этак, - а тот стоит себе спокойно, соблюдает правила игры, улыбается, терпит. А потом уже он, второй, начинает плясать на всем святом для первого - и терпит тот.
Что это, если не учебник смирения, долгожданное опровержение блатной этики, обязывающей убить или хотя бы ударить в ответ на неправильные слова.
Не надо отвечать за слова, как бы учат Россию рэпперы. Это всего лишь слова.
Низкий им за это поклон.
И - что удивительно - политическая история.
Смешно, но Оксимирон против Гнойного - это же в чистом виде журнал Огонек против Нашего Современника, или, если наоборот, Нина Андреева и общество Память читают против Межрегиональной группы. Донбасс, Эхо Москвы, заграница, и даже еврейский вопрос - ну все там было.
И выяснилось, что через тридцать лет - в жанре, который ну никаким образом не контролируется и не фальсифицируется кровавым режимом - йоу, Наш Современник побеждает с разгромным счетом.
Высокомерный, состоящий по большей части из самолюбования и - "культурность свою хочут показать" - претенциозных цитат либеральный мальчик-суперзвезда не смог сделать нашу гнойную Славу КПСС, как до него Навальный не сумел разбить Стрелкова.
Кто вообще это придумал, что в свободном соревновании обязательно выиграет тот, кто правильнее, прогрессивнее, западнее?
Демократия сломалась.
Она больше не работает против нас.
________________________________________

А вот и само видео, если внезапно кто-то умудрился пока не посмотреть. Длина больше часа, но оно того стоит.

image Click to view



Чужие посты полностью перенесены в текст, поскольку в фейсбучике всё теряется, как в братской могиле, а хотелось бы сохранить для истории.
Ссылки все и упоминания авторства, разумеется, поставлены.

видео, литература, музыка, рецензия, многобукав, фейсбучиковое

Previous post Next post
Up