Опять ничего страшного с подростками

Feb 01, 2012 00:06

Ух. Пол-френдленты перепостило ссылку на исследование Катерины Мурашовой - «Подростки, которые ничего не делали». Вкратце: группу тинейджеров оторвали от привычных занятий (соц.сети, мобилки, гулянки с себе подобными), и уговорили сутки заниматься ничем. То есть, провести день наедине с собой, любимыми, плюс можно было уделить время тихим занятиям вроде лепки и чтения. Дети, ясен пень, не выдержали, большинство прекратило эксперимент, ссылаясь на неприятные ощущения, стресс и нервное напряжение.

Френды, прочитавши про такое, конечно, не подвели - кто в помрачение впал, кто в истерику, один гражданин в ленте вообще назвал нищасных малолеток «ходячим набором органов». Ишь ты, пустые существа! Читать им скучно! Проводить время наедине с собой неинтересно! Я вот, в свои 42, могу весь день сидеть один (писал гражданин), а эти, глянь, - не выдерживают! Кому планету оставляем, ааааааа! На смену нам идет нечитающее поколение!

Многие, кстати, в таком же духе высказались.

А теперь - слайды. Давайте объясню, почему НИЧЕГО СТРАШНОГО не случилось, и убиваться чутка рановато. Немножко психологической теории о том, почему подросткам, действительно, неуютно проводить весь день наедине с самими собой.

Был такой ученый, Лев Семенович Выготский. Гений. Его неофициально зовут «Моцартом психологии». Так вот, именно перу этого «Моцарта» принадлежит теория «ведущей деятельности».

Имеется в виду, что ребенок - он развивается неравномерно. И в различных возрастах бросает все силы на развитие РАЗНЫХ областей личности. То есть, в различном возрасте у ребенка имеется некая ведущая деятельность, которой он упражняется, уделяя ей все возможное время своей маленькой жизни. А остальные мероприятия, соответственно, кажутся не столь важными и задвигаются в тень.

По периодам ведущая деятельность у ребенка подразделяется вот так:

1. Новорожденный (0-12 месяцев) тратит основное время на то, чтобы орать и мочить памперс наладить эмоциональное общение со значимыми взрослыми (в первую очередь, с мамой). Например, известно, что первые попытки целенаправленно улыбнуться взрослому у малыша возникают к 1 месяцу, но, не получая подкрепления - они угасают (у слепых детей, которые не видят обращенных к ним улыбок - к 3 месяцам угасают уже). Малышу страшно важен контакт со взрослым, именно на это он тратит все свои силы.

2. Младенец (от 1 года до 3 лет) в качестве ведущей деятельности осваивает манипулирование с предметами окружающего мира. Это тот самый этап, на котором все мало-мальски ценные или хрупкие вещи в квартире родителей переезжают наверх, на шкафы и полки, иначе они будут стащены малышом, потянуты в рот и прожеваны или поломаны. (Обратите внимание, вместе со взрослением ребенка убранные наверх предметы обратно возвращаются на свои места в доме - сменится ведущая деятельность, и разламывать клавиатуру или жевать набор подарочных ручек ребенку будет уже неинтересно).

3. 3- 6 лет: ведущей становится игровая деятельность. Это уже не манипулирование с предметами, это сюжетно-ролевая игра. Если даже замечательные предметы, не доломанные на прошлой стадии, попадут ребенку в руки, они станут элементами игры. Например, ручками можно играть «в магазин», или представить их в виде персонажей игры. Игровая деятельность, если совсем честно, остается ключевой еще очень долго, только игры усложняются (вспомните «Кондуит и Швамбранию», где герой-школьник с удовольствием играет с маленьким братиком, но игры придумывает уже очень заковыристые, и с виртуозно обыгрывает разные предметы, попавшие в руки).

4. 6-11 лет: ребенок начинает осваивать произвольную деятельность, т.е., в реалиях современного общества идет в школу, где в качестве ведущей деятельности, хошь-нихошь, а будет выступать деятельность учебная. (Но про то, что игра долго не будет забыта, а будет только развиваться, я ведь уже сказала, да?)

5. И, наконец, подростки. 10-15 лет. Ведущая деятельность - СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ОБЩЕНИЕ. О том, как это протекает на самом деле, можно посмотреть из видео ниже. Это интервью с психологом Ольгой Троицкой, в котором она замечательно рассказывает и о подростках, и о том, на что похожа в их исполнении ведущая деятельность, и о проблемах родителей… в общем, крепко рекомендую.

Итак, к нашим баранам. То есть, к тем гражданам, кто бедных подростков грубо обзывал в моей ленте.

Понимаете ли вы, что им это, на самом-то деле, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО тяжело? Лишение общения, социальная депривация - ударяет по САМОМУ ВАЖНОМУ в этом возрасте. В 20 лет с ними ничегошеньки уже не случится, если они потеряют мобильник, это будет легко пережито. В 30 они будут уже сами уезжать в глухомань, потому, что все достали, а наедине с собой - лучший отдых. А вот в нежном подростковом возрасте для подростка общение, социализация, включение в коллектив сверстников - это то, без чего тяжело и мучительно. Сверстников, подчеркну, не взрослых. Вот это бессмысленное болботание и симпы в соцсетях - то, без чего тинейджер нормально развиваться не может, кроме шуток.

Черт подери, а если, например, мы попытаемся мысленно представить себе эксперимент, в котором малышей 4-5 лет лишают возможности играть на целые сутки? Садизм, да? Как по-вашему, насколько хватит таких детей, лишенных, повторяю, ведущей деятельности своего возраста? Как скоро они станут нервными, капризными, появятся страхи, тревожность, слезливость? А над подростками, то есть, так издеваться - можно? И еще всплескивать руками, как так, не сдюжил, не справился???

Так что не переживайте вы за подростков. Все у них будет хорошо. Просто, в самом прямом смысле, это период такой. Им действительно надо общаться, действительно надо тратить время на пустомель-сверстников, краситься в дикие цвета и проводить все время на тусовках за бессмысленными разговорами. Это - нормально. Возраст такой. Они так растут.

Вырастут они и прочтут вашего Шопенгауэра. Дайте только срок.

image You can watch this video on www.livejournal.com

Previous post Next post
Up