Сегодня вместе будем чесать свои большие аэрофобии и не годо вать про мочасть. Как посмели сраные пиндосы нагадить в лучшем в мiре самолёте!
Прилетел как-то лудшый в мире самолёт ЫЫО. И всё у него было хорошо.
И стал улетать ЫЫО. И вытолкали его на рулёжку. И стал он запускаться. И запустился!
И покатился ён. Но вот когда лучшие в мире пилоты снялись со стояночного тормоза, внезапно загорелось.
Нет, не в попе у командира про забытый утюг. Загорелось сообщение на дисплее, что всё плохо.
Обрадованные возможностью наконец-то отдохнуть в солнечном ...е, пилоты зарулили на стоянку и отдались в наши заботливые руки.
Прибыв на борт, узреваем на верхнем системном дисплее сообщение BRAKE CHECK SYSTEM .
Остальные сообщения нам не интересны, так как они нормальны для самолёта не в полётной конфигурации.
Немного интересно тут лишь сообщение про установленный стояночный тормоз PARK BRK ON .
Это сообщение высвечивается зелёным - а значит, это нормально. Интересно же оно влиянием на обстоятельства дефекта.
И ещё одна ненормальность наблюдается нами на нижнем системном дисплее.
Вот тут, в части тормозной системы:
Это - перечёркнутые оранжевыми крестами прямоугольники давления в тормозах внутренних колёс.
Что же делать?
Делать у нас всегда одно и то же: семь бед - один ресет.
Так как ЫЫО - самолёт электрический (он примерно как Эмбраер), то первым делом надо ему всё ресетнуть.
Вырубаем всё электропитание и ждём 15 минут. На этом типе максимальный ресет именно таков. На Эйрбасе - 7 минут.
Волна говна уже донеслася до инспекции, и капитан пишет замечания в бортжурнал.
Обратите внимание, что на стоянке мы имеем сообщение BRAKE CHECK SYSTEM (проверь тормозную систему), а на рулении было BRAKE UNCOMMANDED BRKG (несанкционированное торможение).
После включения самолёта дефект не уходит. Дефект этот по MEL не вылетной. И тогда мы начинаем работку, затянувшуюся в итоге на два дня.
Хотя... Стоп-стоп-стоп... какая ещё работа?
Вы, конечно, уже на этом этапе все поняли, в чём был дефект. И как надо было его устранять. Тут ведь все настоящие профессионалы и лучше знают, что именно надо было делать.
Поэтому группа Ласковый Май прощается с вами...
А для тех недотёп вроде меня, кто ни хуя не понял
, продолжаю.
Пройдёмте в класс заняться теорией об устройстве стояночного торможения Super нашего Jetа полуSukhoго.
Вот схема всей тормозной системы:
А это - индикация на дисплее:
Нам сейчас интересна вот эта часть, относящаяся к стояночному торможению:
Пишут про эту радость примерно так:
По индикации давления в гидроаккумуляторах систем 1 и 3:
Давление в тормозах показывается так:
Интересно, что после ресета жёлый крест сменился на зелёные заливки во внутренних колёсах.
Возможные сообщения об отказах:
Давление в гидросистемах и их работа показываются на соответствующей странице нижнего системного дисплея.
А включаются гидронасосы на потолочной панели:
В центральной её части есть панель гидросистем:
Сама рукоятка стояночного торможения находится в задней части центрального пульта:
Для постановки на тормоза эта рукоятка вытаскивается вверх, и фиксируется поворотом на четверть оборота.
От рукоятки в кабине к клапану стояночного торможения в нише основных ног шасси проходит жёсткий трос.
Он тянет или освобождает рычаг сдвоенного клапана стояночного торможения.
Который находится на правой стороне килевой балки впереди ниши основных опор шасси.
Как видно, каждая половина этого клапана работает независимо от своей гидросистемы, и на свою пару колёс.
ГидроСистема 1 и её гидроаккумулятор тормозят внутренние колёса, а ГС3 - внешние.
Обращаем внимание, что в линиях торможения внешних и внутренних колёс есть свои независимые датчики давления.
А также датчики давления есть и в линиях торможения каждого отдельного колеса.
Это очень удобно, как оказалось.
А дальше пошла работка по понятиям.
Сначала нам предложили посмотреть и прочистить ручку стояночного торможения.
Вот так соединяется ручка с тросовой проводкой.
Откручиваешь гайку, и рассоединяешь.
На корпусе ручки есть два микровыключателя.
Они при утопленной ручке своими роликами попадают в проточки на её стержне, и таким образом срабатывают, посылая сигнал неведомо куда.
Прочистка не помогла.
Снимаем и ставим на стояночный. Замечаем, что сообщение BRAKE UNCOMMANDED BRKG появляется только при снятом стояночном тормозе.
Смотрим на собственно тормоза. Они работают штатно - сжимаются и разжимаются все нормально.
При этом когда стояночный установлен, то давление показывается во всех тормозах одинаково.
А вот когда снимаешь со стояночного, то индикация давления во внешних колёсах пропадает, а во внутренних она остаётся на максимуме.
Между тем, наше сообщение говорит:
Собственно, так и есть - раз во внутренних тормозах остаётся давление, когда стояночный снят, и его там не должно быть, то это и есть самопроизвольное торможение.
Прикол лишь в том, что тормоза фактически растормаживаются все одинаково и штатно.
Как бороться с таким дефектом согласно FIM (руководству по поиску и устранению неисправностей)?
Как найти требуемую работу среди всего этого бохатства?
Нам же неизвестно, что именно отказало.
Поэтому, собрав информацию о проявлениях дефекта, мы пройдём в раздел сообщений и посыланий в конкретные адреса в зависимости от .
Там мы наблюдаем, что каждый раздел с упоминанием одного и того же сообщения ссылается на разные работы по поиску дефекта.
Однако интересным общим моментом является упоминание сенсора давления.
Ладно, идём в работу по датчику.
Признак дефекта совпадает - индикация появляется только при снятом стояночном.
Возможные причины радуют.
Спустя время нам присылают блок на замену. Это не помогает.
С другим блоком вышло интереснее.
Нам выслали на всякий случай ещё какую-то херь.
Видите? Это установленная на самолёте и присланная платы.
Внезапно у них не совпадают ключи. Оказалось, что это разные модификации :)) Хорошо ещё, мы не стали забивать её туда молотком. В этот раз.
Полагая, что с блоком мы определились - он ни при чём - обращаем внимание на сам датчик давления во внутренних колёсах.
MCC (отдел координации ТО авиакомпании) высылает нам рекомендации.
Размениваем датчики внешних и внутренних колёс между собой.
И - вуаля - дефект перешёл на внешние колёса!
Теперь остаётся лишь дождаться прилёта нового исправного датчика.
Поставить его вместо неисправного. Вот сюда - на левую сторону килевой балки.
Дозарядить азотом гидроаккумуляторы
И систему поддавливания жидкости в гидробаках.
После всех работ включаем самолёт и окончательно проверяем систему.
Если раньше сообщение о внеплановом торможении возникало сразу при включении питания и снятом стояночном, то сейчас его нету вообще.
При снятом с тормозов самолёте
Давления в тормозах не показывает.
При установленном показывает.
Это и есть то, чего мы от него добивались.
Расписываем бортжурнал и выдаём самолёт в рейс.
А неисправный датчик выглядит так:
Маленький такой.
Сам - во!
А важный!
Позор бракоделам, например.
Poll