Логика тормоза

May 20, 2021 21:03




Самолёт - это, по сути, автобус. Пилот - водитель. И техник - такая же пьяная тварь, как ангарный механик. Вечно что-то грязно шурудит.
Потому и системы у них примерно такие же.



Например, все мы знаете, как работает АБС.



Она растормаживает блокированные колёса при торможении. В авияции это называется "антиюз" или по-нашему "Antiskid".
Та же самая херь. Внутри оси каждого основного колеса Boeing-737 NG есть датчик скорости колеса.
Сигналы всех датчиков собираются в электроблоке, находящемся в авионическом отсеке.


Блок их как-то анализирует, и выдаёт электросигналы на растормаживание нужных колёс.

И вот почти с этой системой у нас недавно случился интересный дефект.
Всё было хорошо, но лётчики заметили, что при снятии самолёта со стояночного тормоза правая нога растормаживается с задержкой.
И жажда денег погнала техников кромсать матчасть!
Подняли самолёту правую ногу. Пролили на всякий случай тормозную магистраль. Вроде воздуха не было. Но всё равно не работало.

Не работало оно при этом довольно интересно.
При торможении от гидросистемы A все оба колеса растормаживались мгновенно. То есть - снял обжатие педалей, и колёса сразу растормозились.
Но при торможении от системы B правое колесо (№4) растормаживалось мгновенно, а левое (№3) - с задержкой примерно 5 секунд.

Это было интересно, и мы полезли читать документацию.
В документации ожидаемо была чушь. То есть, такой дефект не был предусмотрен.



Максимально, что напоминало наш случай, было вот это.
Как видно, список возможных причин внушаить.
Соображалки уму придавало то, что нам уже даже выслали тормоз на замену. А менять тормоз ночью... ну не то чтобы я боялся. Работа эта тупая и потому привычная.
Но нуегонафиг: 130 кг колесо и 70 кг тормоз - оно мне надо?..
Поэтому особенно интересно было решить проблему без замены тормоза.

TBS в документе к нашему случаю не очень подходит. Правда, пункт (e) , возможно, был наш клиент.


Далее при поиске дефекта предлагалось посмотреть быстроразъёмное соединение тормоза с гидросистемой. Но мы не стали этого делать. Потому что...

Если посмотреть на схему гидравлики в части торможения, становится понятно, что без лёгики тут никак не обойтись.



Особенно интересна сегодня часть системы, относящаяся к тормозам правой ноги.


Как видно, при работе тормозов от гидросистемы A гидрожидкость поступает к обоим тормозам одновременно. Эта линия показана голубым.
А вот при работе от системы B гидрашка поступает к тормозам сначала по одной магистрали. А затем разветвляется на два тормоза - к левому (3) по светло-зелёной линии, а к правому (4) - по тёмно-зелёной. И это есть ключевое различие в нашем случае.
Потому что если от системы A тормоз 3 работает нормально, то мы можем исключить из подозреваемых все агрегаты, работающие от системы A. И агрегаты системы B, работающие на оба тормоза.
Так что проверять гидравлический разъём тормоза смысла нет никакого вообще. Потому что он у тормоза один. И переключение гидросистем происходит ДО него.
И нам нужно посмотреть, какие именно агрегаты работают только на тормоз 3 при работе от системы B.

Изучив схему, понимаем, что таких агрегатов всего два - это Fuse и AntiSkid Valve.



Интересно, что в FIM тоже говорится про эти два агрегата. И как раз при дефекте только одного тормоза предлагается попробовать поменять их один за другим.



Fuse - это гидравлический предохранитель, ограничивающий протекающий через него объём примерно одним литром. Чтобы при повреждении тормозной магистрали не вытекла вся гидрожидкость.
AntiSkid Valve - это клапан, стравливающий давление из тормоза по команде электромодуля.

Облегчает нашу ситуацию многочисленность агрегатов - ведь тормозов на самолёте аж четыре. Так что можно для проверки разменять два ближних одинаковых агрегата.
Агрегаты находятся на задней стенке ниши основных опор шасси.



Все рядом - два клапана друг над другом.


И чуть выше и левее - оба Fuse.

Размениваем сначала Fusы. Проверяем работу тормозов - ничего не изменилось. Ну что же - значит, не попали.

Второй серией триллера размениваем клапаны. И вот тут нам прёт - дефект переходит на четвёртое колесо!
Значит, дефектный агрегат найден.



Заказываем авиакомпании агрегатину. Её пришлют утром. И после замены самолёт снова будет исправным.
Ну, как "исправным"?.. В этой своей части...

Poll

b737ng, шасси, дефекты, тормоза

Previous post Next post
Up