Встреча на ФСОСе - про тёплый грязный керосин

Apr 05, 2020 14:49

И сложилися звьозды. Так, что наш издевательско-образовательный курс доковылял-таки до тёплой темы. И это совпало с заранее запасёнными фотками замены топливного фильтра двигателя. Случилась реакция, и получился результат в виде этого поста.
Значит, сегодня мы немножко углубим и расширим звания по системе подогрева топлива авиадвигателя IAE V2500.






Начали мы систему управления подогревом, сами того не зная, в очень прошлом посте про ACOC - регулируемый воздухо-воздушный радиатор. А продолжим сегодня, изучив его братика FCOC - Fuel Cooled Oil Cooler (или ТМР = Топливо-Масляный Радиатор).

Как и принято в великой литературе, начнём мы издалека - с события, не имеющего видимого отношения к теме.
Прилетел как-то самолёт с пилотом.
Да. Махал он крыльями и писал в журнал. Выводил орально и графично.
Что прямо в полёте. Без объявления войны. Загорелося у его на дисплее сообщение "фильтр засорён".


Ну, и как обычно - "сделайте что-нибудь прямо щас".
Мы, естественно, полезли в документацию.


И первым пунктом там значится замена фильтра.
Но так как совсем недавно мы обсуждали охлаждение масла, то заодно с заменой фильтра расскажу и про подогрев топлива.

Как вы помните из прошлого поста, главным охладителем масла в двигателе V2500 является подогреватель об него топлива.
Происходит оно вот в этом агрегате - FCOC:



Большая металлическая байда его висит прямо над маслобаком.



Пишут, что в верхней части него есть большая ёмкость, через которую протекает масло, нагнетаемое из бака маслонасосом.


Отметим ещё, что снизу агрегата имеется топливный фильтр. А сзади по полёту - загадочный клапан возврата топлива FDRv.

Через эту маслоёмкость проложены примерно семьсот тонких металлических трубочек.



Через которые навстречу потоку масла движется топливо.



И здесь мы обратимся ко встрече масляной и топливной систем.
Вот так выглядит упрощённая схема топливной системы двигателя V2500:


Топливо поступает в двигатель при нормальной работе нагнетаемое насосами крыльевого бака; а при их отказе - самотёком. Через пожарный кран в крыле, управляемый переключателем запуска двигателя и кнопкой отсечения при пожаре.
Далее оно нагнетается двигательным насосом низкого давления через FCOC, где подогревается маслом, к насосу высокого давления (на выходе до 94 атм), откуда через регулятор проходит к форсункам камеры сгорания.
Если развернуть схему другой стороной, то становится видно вверху управление воздушной заслонкой ACOC, происходящее по сигналам из блока управления двигателем EEC.


А также внизу некоторые детали системы управления температурой. Эта система управляет температурой масла в IDG (приводе электрического генератора), масла в двигателе и топлива в двигателе. Всё это управление происходит с помощью клапана перенаправления и возврата топлива в крыльевой бак - FDRv. Он меняет потоки топлива через различные топливо-масляные радиаторы по сигналам из электронного блока управления двигателем.
Клапан имеет смешную схему.



И прикреплён сзади по полёту на корпусе FCOC.



Вот в таком аксепте:



По документации, у него есть пять режимов работы. Но мне это не интересно, а значит, и вам тоже :)
Лучше займёмся интересной работой - заменой фильтра.



Топливный фильтр находится в горизонтальном колодце внизу FCOC.



Степень его загрязнения определяется по перепаду давления, образующемуся при протекании через него топлива.


Этот перепад воспринимается сигнализатором давления, находящемся там же на корпусе FCOC. При перепаде 0,33 атм он срабатывает, и выдаёт сигнал в систему сбора данных самолётных систем. Откуда в конечном итоге вылезет сообщением на дисплей в кабине пилотов. При перепаде 1,17 атм открывается клапан, шунтирующий фильтр, и неочищенный керос радостно устремляется в двигатель, забивая там все оставшиеся тонкие каналы нежной топливной аппаратуры.
Поэтому очень важно при появлении сигнала именно заменить фильтр!

Для замены надо сначала слить топливо из FCOC. Для этого выкручиваем заглушку снизу корпуса фильтра.


И сливаем керос в заботливо припасённую бутыль.

Затем откручиваем гайки со шпилек крепления крышки фильтра.



Вынимаем старый фильтр.



И на его место забиваем молотком новый.
Притягиваем крышку до характерного авиационного хруста.



Летите, голуби.
Ну и говна же у вас там внутрях...






Вот так встретились масло с топливом, а мы сделали самолёт немного чище.

Poll

топливная система, двигатель, матчасть, v2500, маслосистема, a320

Previous post Next post
Up