Авиакатастрофа в Иране

Jan 09, 2020 02:32




Украинский самолёт упал вскоре после взлёта из Тегерана. Разумеется, выводы делать пока рано.
Но на основании известной информации я напишу несколько соображений.


Напоминаю также, что в своём посте о катастрофе B737MAX я по горячим следам не смог определить причину.
Однако это не обесценивает выданной информации про устройство известной мне матчасти.

Известно:
Самолёт Boeing-737 NG номер UR-PSR взлетел из Тегерана, и через 5 минут упал.
Есть видео, похожее на съёмку падения:

image Click to view


Самое интересное в нём, на мой взгляд - с 5 по 7 секунды.
Самолёт возрастом 3,5 года, был взят новым с завода.
Экипаж не сообщал о неполадках.
Тем не менее, в первых сообщениях о катастрофе была указана техническая причина.

Теперь разберёмся, кто тут есть ху. Что вероятно, а что менее вероятно.

В первых сообщениях утверждается:
9 января 2020 г. иранские авиационные власти выпустили первый предварительный отчёт на иранском и английском языках, утверждающий, что самолёт начал руление на взлёт 8 января 2020 г. в 6:05 местного времени, произвёл взлёт в 6:12 и в радиообмене с вышкой аэропорта Имама Хаменеи получил разрешение на набор высоты 8700 м.
В 6:18 самолёт проходил высоту 2700 м, когда он исчез с экрана локатора, и более от него не поступало радиосообщений.

Таким образом, исходными и установленными фактами лично для меня являются следующие:
1. самолёт взлетел, и упал.
2. есть видео, напоминающее пожар.
3. сигнал транспондера на сайте FR24 прервался на высоте 1,5 км над поверхностью

Какие вообще могут быть версии?
1. Ошибка пилотов.
2. Технические неполадки.
3. Сбили ракетой или подорвали изнутри.

Что можно сказать?
1. Ошибка пилотов.
Авиакомпания МАУ заявляет, что пилоты были опытными. В принципе, согласен.
Конечно, и опытные пилоты могут допускать ошибки, причём фатальные.
Но в данном случае я не вижу повода к такому выводу.
Потому что самое главное в этой катастрофе, на мой взгляд, - это мгновенное исчезновение сигнала транспондера. Какие бы косяки ни допускали пилоты, полёт со снижением должен был отобразиться во FlightRadar.
Об этом и будет основное содержание сегодняшнего поста.

А пока рассмотрим версию
2. Технические неполадки.
Да, выдвигалась версия обрыва лопатки турбины на взлёте.
В принципе, это возможно.
Вот скриншоты видео между 5 и 7 секундами:


Летящий огонь можно было бы объяснить отсветом посадочных фар.
Если бы на 29-й секунде, перед падением, этот отсвет не вспыхнул ярче безо всяких видимых изменений траектории.
А главное - на показанных кадрах видно нечто, похожее на отлетающие от самолёта горящие фрагменты.



Что это может быть?
В принципе, такой эффект мог бы наблюдаться при повреждении двигателя.
Например, вот фото повреждений турбины такого же двигателя такого же самолёта:



Для сравнения - фото неповреждённой ступени турбины:






Повреждения лопаток крупнее:


Видно, что лопатки прогорели, и частично оборвались и вылетели. Скорее всего, это произошло из-за повреждения лопатки предыдущей ступени турбины. Из-за чего на последние ступени стал подаваться слишком горячий газ, на температуру которого эти лопатки не рассчитаны.
В итоге они стали вылетать вот такими фрагментами:



Возможно ли, что от такого дефекта двигатель развалился или наповреждал всё вокруг?
Маловероятно. Современные двигатели должны удерживать лопатки внутри корпуса, не давая им вылетать кроме как назад, через сопло.
А вылетая назад они, как и в другом случае, максимум немного повредят носок стабилизатора:


Но не затронут жизненно важные узлы самолёта.

Некоторые могут вспомнить недавний обрыв лопатки вентилятора как раз на таком же типе двигателя, когда убило одну женщину из-за пробития стекла салона.
Я как раз написал парочку постов про это.
Но тот случай вряд ли применим к этому. Потому что там поражающим фактором случилась не лопатка, а оторвавшийся от вибрации воздухозаборник. Лопатка не пробила корпус. А главное - тот самолёт много налетал. И после того случая было предписано провести проверку лопаток на всех B737NG с налётом более 30 тыс. полётов. Тогда как сегодняшний случай произошёл с самолётом совсем новым. Очень маловероятно, что на таком двигателе оторвалась бы лопатка вентилятора или даже турбины.
Но самое главное - ещё раз - сам по себе такой отказ не вызывает мгновенного отключения транспондера. Даже если бы пилоты, борясь с матчастью, накосячили в темноте и урыли самолёт в землю, это было бы видно по изменению высоты в передаваемом сигнале.

Теперь мы подошли к самому главному, на что я хотел бы обратить внимание.
Сигнал с транспондера самолёта пропал мгновенно.
На высоте 2,5 км (барометрической. Высота над поверхностью была 1,5 км). И больше не появлялся. Не зафиксировано снижение самолёта.


https://www.flightradar24.com/data/flights/ps752#23732569

И тут уже неважно, что слышали диспетчеры, что записано на самописцах, и прочее.
Главное - на самолёте произошла мгновенная обширная потеря электропитания.
И сейчас я вам буду это доказывать.

Система ATC позволяет самолёту постоянно транслировать некоторые свои параметры.


Например, положение, скорость, высоту, бортовой номер, и т. п.
Это позволяет диспетчерам отслеживать самолёты для организации воздушного движения. А также это могут делать обычные пользователи, установив приёмник таких сигналов. Например, как это делает сайт FlightRadar.

Система состоит из двух приёмопередатчиков-ответчиков, переключателей радиосигналов, антенн и панели управления в кабине.






Блоки располагаются в основном авионическом отсеке, сзади передней стойки шасси.



Дублирование всех блоков и антенн (кроме панели управления) позволяет работать этой системе даже при частичном отказе.


Как организовано электропитание?
Видно, что переключатель антенн питается от шины номер 2 постоянного тока 28 В.
А остальное - от разных шин переменного тока 115В 400 Гц:






И главное в этом всём то, что отказ одного двигателя не приводит к прекращению работы этой системы.



Как и было, например, вот в этом случае:


Точно такой же самолёт после отказа двигателя больше двух часов нормально пролетел до места назначения, и прекрасно сел. Его сигнал на FlightRadar не прерывался.

Более того.
В FCOM B737NG транспондер 1 упомянут в списке оборудования, питаемого от аварийных шин при отказе всех генераторов (6.20.16, стр. 616).

Так что при отказе двигателя его генератор, конечно, перестаёт работать и питать свою сеть.
Но тогда питание важных потребителей переключается на другой двигатель. А второстепенные потребители отключаются. Переключение происходит автоматически.
Можно также задействовать ВСУ. Но в любом случае, от остановки двигателя самолёт не падает. И не пропадает мгновенно сигнал транспондера.
Мгновенно пропасть он может только при массовом дефекте системы электропитания. Но такой отказ очень маловероятен. И просто невозможно его совпадение с вылетающими (из двигателя?) фрагментами.

Почему ещё может пропасть сигнал ATC Transponder?
Его могли выключить пилоты?
Да, могли.
Но это никогда не произошло бы одновременно с катастрофой. При серьёзных проблемах на борту никто не будет заботиться отключать транспондер.

Какие ещё могли быть помехи приёму сигнала?
Может ли быть, что во время взлёта украинского самолёта приёмники просто перестали принимать все сигналы этого диапазона?
Смотрим.
Украинский самолёт отправлен в 06:12 местного времени.


Была задержка на час относительно планового вылета. При этом прилетел он задолго до вылета - в 00:57. Почему при таком запасе времени стоянки устроили целый час задержки, пока непонятно. Обычно для разворота такого самолёта достаточно одного часа.

Но пройдёмте дальше. Итак, взлетел он в 02:41 UTC (мирового времени. Местное тегеранское отличается от него на +3,5 часа).
Самолёт перестал передавать данные в 02:45 UTC.
Посмотрим, было ли какое-то нарушение передачи/приёма сигналов в этом районе в это время.
Вот недалеко пролетает один самолёт:



Вот второй уже ближе:



И, наконец, третий заходит на посадку в соседний аэропорт:



Расстояние между аэропортом посадки этого самолёта и местом последних сигналов от украинского борта - примерно 40 км.


При этом никакого обрыва связи при пролёте мимо аэропорта Имама Хомейни не наблюдается.
Это - просто три первых найденных рейса в этом районе в это время. Можно ещё найти транзитные борта, так как их через эту зону пролетает довольно много. Но у меня было мало времени.
Так вот - дальность работы приёмников сайта FlightRadar составляет от 250 до 450 км. А значит, вероятность такой потери сигнала именно украинского самолёта, когда рядом в это же время все самолёты отлично отслеживались, практически нулевая.

Таким образом, я считаю, что приведённые соображения однозначно указывают, что на самолёте случилась массированная потеря электропитания сразу нескольких важнейших шин. И, судя по видео, она сопровождалась пожаром с разрушением конструкции. При этом вряд ли обрыв любой лопатки двигателя мог привести к подобным последствиям.
И в этих условиях вряд ли пилоты могли сделать больше, чем у них получилось.

А теперь, когда я, как мне кажется, высказал обоснованные предположения, можно потрепаться и про необоснованные.

3. Теракт или ракета.
Фотки одного двигателя:


Не похоже на обрыв лопатки турбины - нет повреждений всех лопаток по кругу.
Лопатки последний ступеней работают в самых щадящих условиях - это лопатки турбины низкого давления (ТНД), они длинные и вращаются с меньшей частотой в потоке уже не очень горячего газа.
Самые напряжённые - лопатки турбины высокого давления (ТВД). Они меньше размером, и работают при самой высокой температуре и при бОльшей частоте вращения. Поэтому наиболее вероятно повреждаются они. Однако при их повреждении последствия видны на всех лопатках ТНД. Что я и показывал в начале поста.

Другой двигатель с отверстиями:



Отверстия эти видны в сопле внутреннего контура.


А вовсе не в корпусе турбины.
Отчего эти отверстия? Куда завёрнуты края? - трудно сказать определённо.



Также пока непонятно насчёт других фоток с отверстиями.
Как-то они не напоминают известные нам по Буку повреждения от ракетного обстрела.
Кроме того, как я показал, главную интересность надо искать во внезапном отключении электропитания. Что маловероятно при повреждении двигателя.
Что могло его вызвать?
Всё может быть. Вполне вероятно, что и ракетой шарахнули. В суматохе после боданий с США это вполне могло произойти. А может, что-то внутри сработало. Но мне кажется, что при оценке версий имеет смысл учитывать приведённые в этом посте соображения.
Следите за рекламой.

И да - разумеется, я сожалею, что погибли люди. И что украинцам в нелёгкое для их страны время пришлось испытать ещё и это.

Обновление.
Появилось видео, очень похожее на взрыв ракеты:

New video from Telegram pic.twitter.com/DVBnIgzbwH
- Roman_01 (@Roman_012) January 9, 2020

И FlightRadar заявил, что самолёт записывался тремя разными приёмниками с разных мест, и сигнал со всех пропал одновременно.
Таким образом, проблема, как и предполагалось, была не в приёмниках.

Обновление 2 от 11.01.2020:
Иран официально признал сбитие его ПВО по ошибке. Ну что же - главный вопрос разрешён.

Previous post Next post
Up