Удивительно многообразен мир дверок топливных заправочных панелей!
Несмотря на описанные уже
заправку,
панель,
мерные линейки и даже
главную самолётную лампочку, некоторые детали настолько восхитительны, что нас побуждают. Рассмотреть многообразие лючков панелей управления заправкой Airbus-320.
Как уже известно, основная заправочная панель чаще всего живёт в обтекателе справа пуза фюзеляжа.
Конечно, бывает ещё
заправочная панель на крыле, и
дополнительная панель в кабине. Но первый вариант у нас в европах встречается редко; а второй - просто опция, и всегда лишь дополняет основную панель. Так что, сами понимаете, знакомство с дверкой для нас просто жизненно необходимо.
Итак, основная заправочная панель находится на пузе справа по полёту, и чаще всего её дверка выглядит так:
Этот вариант - самый массовый и удобный.
Открывается такой лючок вперёд по полёту.
А удобный он потому, что на дверке есть два замка, которые защёлкиваются сами при закрытии.
Замки такого вида
при закрытии лючка отжимаются специально обученными кронштейнами на задней кромке проёма:
И защёлкиваются в прорези своих кронштейнов.
А для открытия лючка надо пальцем нажать правый по фотке лепесток замка,
засунуть палец в (гусары, молчать!!!) эту дыру, зацепить левый лепесток, и легко потянув его на себя, повернуть против усилия пружины.
При этом ролик замка выйдет из зацепления с прорезью кронштейна, и можно будет открыть лючок. Надо только делать это одновременно на двух замках.
Что является некоторым неудобством, так как настолько широко раскинуть пальцАми, чтобы зацепить сразу два замка, довольно сложно. Обычно приходится оперировать двумя руками одновременно.
Как видно, тут замки приклёпываются к лючку. Что неудобно, так как замена замка в этом случае будет длительной, с надрывом, нервами и размазыванием слёз по небритым мозолистым щекам. И ещё надо будет снимать весь лючок целиком, что, как мы увидим позже, тоже не фунт изюбрю.
Вторым, более гадким, вариантом дверцы будет извращение замков встречно:
Тут, как понятно, уже никакая человеческая анатомия не способна копротивляться злому конструкторскому гению - нет в роде человеческом пока зверушки с противоположно растущими пальцами. Так что две одновременные руки неизбежны. Хотя... может, это намёк, что техники - не люди?
Третий вариант лючка предполагает открытие вниз:
И сопровождается нажимными замками:
Само по себе открытие вниз не хорошо и не плохо. До лампады. Но вот эти замки вносят дополнительный гемор.
Приятно то, что оперировать ими наконец-то можно по очереди. Плохо то, что их большие клавиши на закрытие нажимаются они очень трудно, и нажимать приходится чуть не всем телом. Ничего хорошего для пальцев. Да и теперь лючок нельзя просто захлопнуть. Надо обязательно уделить внимание каждому замку.
Хорошего же в них то, что они посажены на винты. Их проще менять. Правда, я бы ограничился четырьмя винтами. Всё-таки лючок этот держит не весь самолёт, а лишь его крылья и центральный бак. Так что и нагрузки там вполне можно выдержать и четырём винтам из особого авиационного сплава.
Не знаю, штатное это крепление винтами, или уже поздняя замена заклёпок.
Рассмотренные лючки сотово-композитны. Но есть способ лучше! Лючок из цельного куска алюминия - наше всё!
Конечно! Ведь именно в этот лючок постоянно стреляют танки!!
Замки тут тоже труднонажимные.
Может, конечно, это чем-то и лучше для конструкторов. Такие замки с тыльной стороны принципиально являют собой подвид задвижки, что, видимо, исключает необходимость в двух кронштейнах. Но я бы нах такую оптимизацию.
Лючок открывается так же вперёд. Хорошо ещё, до наоборот не дооптимизировались.
Подвешен он также на двух петлях.
Наблюдаем и жирную металлизацию.
На нижней петле закреплена регулируемая площадка
для нажима концевого выключателя открытого положения лючка.
А палка посредине, между кронштейнов навески лючка - это фигурная скоба.
Она пружинисто охватывает винт ещё одного кронштейна, и этим удерживает лючок в открытом положении, чтобы его не хлопало ветром.
Примерно такие у нас тут лючки заправочной панели, ага.
Poll P. S. И да - юмор я отметил курсивом.