Явите мне ваше давление!

May 06, 2017 23:56

Сегодня, в великий праздник (О TPIS!), мы говорим о такой же праздничной вещи!



О TPIS!


Когда вам попёрло менять колёсико, то это не всегда есть чистая радость.
Видя на самолёте типа A320 такое вот колесо, вы понимаете, что попали даже не один раз, а очень даже дважды.


Первый раз вы попали, когда надо снимать вентилятор
.
А второй попадос вы осознаёте, увидев на колесе вот эту штучку:


Именно она показывает вам, что предстоит дополнительный гемор с её перестановкой, и что на самолёте установлена система измерения давления в колёсах.

Принципиально TPIS (Tyre Pressure Indicating System) выглядит так:


Как видно, мы имеем неподвижную часть и вращающуюся.
Электрическая энергия и информация передаются встречно друг другу через вращающийся трансформатор, находящийся внутри оси колеса.


Напряжение частотой около 3125 Гц (на схеме 3200, но в тексте везде 3125), пройдя через него в сторону колеса, выпрямляется и служит для питания цепи измерения давления.
Датчик давления на ободе колеса воспринимает давление азота изнутри бескамерной шины.
Нормальное давление азота внутри шины - примерно 200 фунтов на квадратный дюйм (psi) = примерно 14 атм.
Каждый цикл измерения длится 150 мс - шесть колёс опрашиваются последовательно по:
- 15 мс для питания схемы,
- 10 мс для измерений (5 раз по 2 мс).
Датчик давления преобразует диапазон измеряемых давлений 0-300 psi в частоту в диапазоне от 50 до 100 кГц.
Этой частотой модулируется несущая через вращающийся трансформатор.



Итоговый модулированный сигнал воспринимается на неподвижной стороне и далее через компьютер и шину ARINC 429 передаётся на дисплей в кабине пилотов, а также при необходимости на формирование сигнала неисправности.
Сообщение на экране о низком давлении или дефекте запрещено системе в фазе взлёта на скорости более 80 узлов.

Теперь пройдёмся по железу.


Датчик кабелем соединяется с электронным модулем.
Он вращается вместе с колесом.
Через вращающийся трансформатор сигнал передаётся далее в разъём, и в самолёт.

Электронный блок находится на этажерке в переднем тех. отсеке.



А это - индикация на нижнем (системном) дисплее:



Непосредственно датчик давления на колесе:



Если снять крышку вентилятора и его крыльчатку, можно наблюдать устройство внутри колеса:





1 - вал вентилятора (пустой).
2 - ключ на кронштейне кожуха вентилятора, приводящий вращающийся трансформатор.
3 - валик датчика скорости колеса для антиюзовой автоматики (проходит внутри вала вентилятора).
4 - разъём от вращающегося трансформатора для кабеля к датчику давления.

А на моторе вентилятора, уже виденном нами,


слева заметен как раз разъём для нашей сегодняшней системы (заглушенный, так как на том самолёте система не была установлена)

Кабелёк к датчику резиноизолирован от вибрации и прочих провокаций.



Замена колеса в таком случае отличается дополнительными работами по перемонтажу датчика.
Отстыковываем разъём от трансформатора.



Скручиваем колпачок зарядного штуцера с заменяемого и заменяющего колёс.



И выкручиванием ниппеля



Стравливаем давление из колеса.






Пока готовится запасное колесо, снимаем заменяемое.


Протектор оси выглядит внушительно, да.
(чтобы не замять резьбу для гайки крепления колеса)

Из исправного колеса выкручиваем одну из заглушек на диске.



Внутри как раз наблюдаем канал к внутренности шины.



На датчике давления заменяемого колеса вытаскиваем шплинт из короны гайки и выкручиваем её.



После этого датчик снимается.



Выкручиваем его трубку из диска.


Видно два резиновых колечка, уплотняющих полость давления, и третье кольцо - у основания, для уплотнения места вкручивания трубки в диск.

Внутри трубки есть как бы сеточка.



Дальнейшая установка подробностей, в общем, обратна их снятию.
После всего накачиваем колесо и проверяем давление на дисплее.

Вентилятор плюс датчик = дополнительные 30-40 минут к замене.
Как-то так, да.

Poll

Фотографии в альбоме «TPIS», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

ТО, шасси, колёса, матчасть, a320

Previous post Next post
Up