В сущности, неважно, зачем я полез тогда в двигатель.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50061/61625582.9b/0_7c25f7_962f83c6_orig.jpg)
Но тут всегда так - как только ты видишь это нагромождение трубок и клапанов, тебе сразу хочется что-нибудь там деактивировать.
И матчасть идёт тебе навстречу...
Схематически система отбора воздуха на Airbus-320 выглядит примерно так:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51322/61625582.9b/0_7c25fb_f9e1d9d8_orig.gif)
В полёте воздух отбирается от компрессоров двигателей в основном для работы
системы кондиционирования и поддержания давления внутри фюзеляжа.
Также горячий воздух может использоваться для обогрева предкрылков в условиях обледенения.
И ещё от воздуха под давлением наддуваются гидробаки и бак водяной системы.
На земле отбираемый от ВСУ воздух позволяет кондиционировать (подогреть или охладить) салон, а также
запустить двигатели их
воздушными стартёрами.
Агрегаты на двигателе:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/61625582.9b/0_7c25fc_6c6c2c5e_orig.gif)
Из них нас сегодня интересуют двое:
PRV - Pressure Regulating Valve - клапан регулирования давления воздуха, и
HPV -
High Pressure Valve - клапан высокого давления.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/164839/61625582.9b/0_7c25fe_c1ef19cc_orig.gif)
По конструкции оба этих клапана очень похожи.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/103091/61625582.9b/0_7c2600_7757cc5c_orig)
Содержит такой клапан заслонку на валике, которая управляется давлением воздуха.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/61625582.9b/0_7c2602_46253a33_orig)
Управляющее давление подаётся на мембрану внутри корпуса.
А вот это давление может приходить от других устройств. К тому же, в клапане есть электрическое управление для его открытия и закрытия.
На одном валу с заслонкой закреплён индикатор её положения.
Будучи электрически открыт, клапан сам поддерживает нужное давление на своём выходе.
Воздух на двигателе отбирается:
- на малых оборотах - от 9 ступени компрессора высокого давления (КВД) через HPV,
- на повышенных оборотах - от 5 ступени КВД напрямую.
Переключение происходит обратным клапаном в линии отбора от 5 ступени.
Пока на малых оборотах давление воздуха от 5 ступени малО, обратный клапан закрыт большим давлением от 9 ступени через HPV.
При возрастании оборотов КВД давление за 5 ступенью возрастает, а давление после HPV остаётся постоянным.
И наступает момент, когда давление от 5 ступени превышает давление после HPV, обратный клапан открывается, и воздух из-за 5 ступени идёт в систему отбора.
Далее в линии отбора находится PRV, который регулирует давление.
В общем, полез я на двигатель, и узрел, что корпус HPV не совсем соответствует моим представлениям о прекрасном.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41717/61625582.9b/0_7c25f5_21c3aa4b_orig.jpg)
Крышка управляющей полости за каким-то хером вытянула винты крепления и собралась звонко улететь вдаль.
Наверное, при сборке перетянули винты.
Ну что же, придётся клапан деактивировать.
Деактивация происходит довольно просто.
Надо повернуть заслонку в закрытое положение (если ещё не).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196121/61625582.9b/0_7c25fd_4f4eb9ef_orig.gif)
А потом выкрутить резьбовую заглушку 1 из её посадочного места и вкрутить в отверстие на индикаторе положения заслонки 2.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/61625582.9b/0_7c25f9_f34d7f67_orig.jpg)
Вкрученная заглушка фиксирует заслонку от поворачивания, и одновременно открытое отверстие над мембраной сообщается с атмосферой, не позволяя увеличиваться давлению в управляющей полости клапана.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169995/61625582.9b/0_7c25fa_fef9fb13_orig.jpg)
Ну, а дальше остаётся лишь закрыть капоты и оформить работы в журнале.
А самое главное я приберёг на десерт.
Большая часть изложенного была уже описана в шедевральном посте про замену клапана:
http://lx-photos.livejournal.com/108868.htmlТам же вы можете узнать немного и про открытие капотов реверса.
Повторение, таким образом, всем нам полезло.
Пока-пока.
Poll Фотографии большего размера доступны в альбоме «
PRV», автор
Lx-photos на Яндекс.Фотках
P. S.
Да, два часа задержки в итоге.
Там ещё много всякого наложилось.