Несколько лет назад я на форуме ХК уже рассказывала про возрастные особенности подросткового возраста. Теперь все вместе с физиологией. Пришлось поднять старые записи и учебник О.А.Антоновой. Так что если кому надо более подробно именно физиологию детей и подростков, то учебник вас ждет :)
Итак, основные подростковые особенности.
Для начала обозначим возрастные рамки: 11-17 лет примерно. Конечно, все зависит от особенностей развития ребенка, его здоровья и даже страны проживания :)
Не очень понятно, что же такое подростковый кризис. С точки зрения физиологов - состояние здоровья подростка из-за физиологических изменений - это пограничное состояние между нормой и заболеванием. Я всегда проще объясняю - представьте, что у вас всегда болит голова и вы ничего не можете с этим сделать. Ребенок не осознаёт всех этих изменений. Поэтому и реагирует на все так остро.
Основная деятельность - это общение. Оно необходимо для выбора своей роли. Ребенок примеряет на себя много много ролей. Успешных, неуспешных, разных. Чем больше примерит - тем лучше. Это его социальный опыт, который он понесет во взрослую жизнь. И если он все время неуспешен (что часто делают с нашими подростками), то так тому и быть.
Теперь по возрастам (конечно все индивидуально, но тем не менее).
Дети 9-13 лет.Они очень брезгливы. Они боятся смерти. Это хорошая мотивация для научению самосохранению. Фразы "Не сможешь помогать другим", "Тебя не будет" - очень действенны в этом возрасте.
Очень обостряются вкусовые ощущения и обоняние. Дети вдруг начинают говорить, что "воняет", "очень соленое или сладкое". Это реакция организма.
Очень обостряется чувствительность кожи. Они не любят когда их трогают. Это может продолжаться весь подростковый период до 16-17 лет.
Дети 14-16 лет
Самое важное: этот возраст не боится смерти вообще. Они бессмертны! Поэтому стираются границы времени. Им кажется, что все будет бесконечно. Сообщения родителей, что скоро поступление или экзамены - почти бесполезны! Теряется полностью брезгливость. Иногда - чем грязнее, тем лучше.
В этом возрасте лучше опираться на построение карьеры (они все хотят хорошую машину, квартиру), на способность к маневрам. Ребенок не хочет быть рабом ситуации, хочет владеть ею. Часто они не воспринимают родителей вообще. Поэтому придётся опираться на помощь других взрослых людей (братьев, тётей и т.д.)
Теперь немного физиологии. В скобках мои пометки для лучшего понимания, чтобы не увеличивать текст.
Обратимся к учебнику:
"К 10-11 годам мышечный тонус уменьшается, а затем снова значительно возрастает. Наибольшее увеличение тонуса скелетных мышц отмечается у подростков 12-15 лет, особенно мальчиков, у которых он достигает юношеских значений. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту происходит постепенное прекращение участия скелетных мышц в теплопроизводстве в покое. В состоянии покоя мышцы все более расслабляются. (Новорожденные производят тепло при помощи мышц)
В отличие от произвольного напряжения скелетных мышц процесс их произвольного расслабления достигается труднее. (это когда мы пытаемся усадить подростка, успокоить его, а он не может) Данная способность с возрастом увеличивается, поэтому скованность движений уменьшается у мальчиков до 12-13 лет, у девочек - до 14-15 лет. Затем происходит обратный процесс: скованность движений снова увеличивается с 14-15 лет, при этом у юношей 16-18 лет она значительно больше, чем у девушек."
(Вы когда-нибудь работали в школе? Тот кто работал знает, что самые активные, агрессивные и самые шумные - это ученики примерно 6-7-8 классов. Это ураган! Понятно откуда?)
Двигаемся дальше:
"Исследования показали, что уже с первых лет жизни движения ребенка играют значительную роль в функционировании речи. Доказано, что формирование речи во взаимодействии с двигательным анализатором идет особенно успешно.
Физическое воспитание, состоящее в укреплении здоровья и физическом совершенствовании детей, существенно отражается и на развитии мышления, внимания и памяти. В этом заключается не просто биологический смысл: происходит расширение возможностей человека в восприятии, переработке и использовании информации, усвоении знаний, разностороннем изучении окружающей природы и самого себя.
Физические упражнения совершенствуют мышечную систему и вегетативные функции (дыхание, кровообращение и др.), без которых невозможно выполнение мышечной работы. Кроме того, упражнения стимулируют функции центральной нервной системы.
Однако физические упражнения являются ведущим, но не единственным фактором, влияющим на организм в ходе физического воспитания. Очень важно помнить об общем рациональном режиме, правильной организации питания и сна. Большое значение имеет закаливание и т. д.
Возрастные закономерности развития моторики. Возрастной физиологией собран огромный фактический материал о возрастных закономерностях развития моторики детей и подростков.
Самые значительные изменения двигательной функции наблюдаются в младшем школьном возрасте. В соответствии с морфологическими данными нервные структуры двигательного аппарата ребенка (спинной мозг, проводящие пути) созревают на самых ранних этапах онтогенеза. В отношении центральных структур двигательного анализатора установлено, что их морфологическое дозревание происходит в возрасте от 7 до 12 лет. Кроме того, к этому времени достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания мышечного аппарата. Развитие же самих мышц и их рост продолжаются до 25-30 лет, чем и объясняется постепенное повышение абсолютной силы мышц.
Таким образом, можно сказать, что основные задачи физического воспитания нужно успеть максимально полно решить за первые восемь лет обучения детей в школе, иначе будут упущены самые продуктивные возрастные периоды для развития двигательных возможностей детей."
Это я собственно к чему? К частым жалобам родителей на различные проблемы со здоровьем детей и в то же время обычно нежелание понять, что много дополнительных занятий для ребенка - это не всегда хорошо. Лучше здоровый ребенок, чем больной, но играющий на скрипке и говорящий по-английски (это я утрирую конечно).
Лично я считаю очень важным:
1.Режим дня
2.Питание
3.СОРАЗМЕРНЫЕ возрасту физические нагрузки
4.Двигательная активность
Если подросток часто жалуется на боли в мышцах, головные боли, боли в спине и ногах. То не списывайте это на капризы, он растет. Мышечная масса давит на сосуды, связки не успевают за ростом мышц и костей, сердце не всегда успевает за ростом всего организма. Поэтому прислушайтесь к тому, что сообщает вам ребенок. Отведите к врачу, сделайте необходимые обследования. И найдите ему хорошего массажиста. Я серьезно! Почему-то есть такая тенденция: массаж делают малышам и взрослым с больной спиной. А подросток - он тоже человек :) Всем здоровья!