Процесс получения шенгенской визы состоит из двух (иногда трех) этапов:
1. Сбор документов для посольства
2. Подача документов в посольство
3. (иногда) личная встреча с консулом и/или подача апелляции
Туристические компании, как правило, пугают потенциальных отъезжающих сложностью процедуры получения визы. Однако в последнее время процесс значительно упростился, что делает вполне реальным самостоятельное оформление документов без переплат.
Смена консулов в ряде посольств (к примеру, итальянском) свела процент отказов в выдаче виз практически к нулю. Действует простая логика: если человек пришел подавать документы, и они оформлены правильно, то почему бы не дать ему визу))
Итак, что делать?
Шаг 1. Запись на подачу документов в посольство. Каждое посольство имеет свой сайт, на котором выложен перечень визовой документации. Как правило, там же есть возможность онлайн-записи на подачу документов, указаны телефоны для записи или часы приема документов. Некоторые посольства (Испания, Италия, Голландия, Бельгия, Великобритания и пр.) открыли авторизированные визовые центры. Они имеют собственные сайты, а посольства "настоятельно" рекомендуют оформлять документы через них. Там четкая онлайн-запись, сотрудники предоставляют телефонные консультации по вопросам оформления, вплоть до правильности составления письма-приглашения, филиалы визовых центров открыты в регионах Украины (в итоге не нужно ехать за визами в Киев). Причем, консультироваться можно и не записываясь в визовый центр для подачи документов. Те, кто когда-либо стоял в очереди в посольство, оценят четкость работы ВЦ. Срок записи на подачу документов не может быть менее 10 дней и более 3 месяцев до даты отъезда.
Шаг 2. Оформление документов. На сайте посольства или визового центра выложен перечень документов для получения визы. Для стран шенгенской зоны он одинаковый:
1. Анкета на получение визы (скачивается с сайта). На титульной странице вклеивается фотография, сроком давности не более 6 месяцев. Еще одно фото прикрепляется скрепкой (некоторые посольства, к примеру венгерское, требуют только 1 фото). Анкета заполняется печатными буквами на английском языке или языке страны, визу которой Вы хотите получить. В интернете масса примеров ее заполнения, однако она интуитивно понятна.
2. Копии гражданского и загранпаспортов. Для гражданского паспорта, как правило, требуются копии всех страниц, для загранпаспорта - титульной и страниц с шенгенскими (и прочими) визами. Копии нотариально заверять и переводить не нужно.
3. Приглашение принимающей стороны. Оформляется на английском языке или языке приглашающей стороны и должно содержать ФИО всех приглашенных, цель поездки, даты, место проживания делегации (если принимающая сторона оплачивает эти расходы). К приглашению прилагается копия идентификационной карточки (считайте, паспорта) лица, чья подпись стоит в приглашении. То есть если стоит подпись директора компании, тогда его АйДи. Приглашение подается в оригинале, поэтому оформление документов желательно начинать с него (проблемы с почтой никто не отменял). Совет: укажите 2 альтернативных адреса для отправки приглашения (какое-то да дойдет). Вместе с приглашением желательно подать копии заключенных договоров или распечатки переписки по электронной почте, подтверждающие цель визита. Грамотно составленное приглашение может избавить Вас от необходимости платить консульский сбор. Поэтому предварительно изучите ситуации, когда сбор не платится (их можно прочитать, к примеру, на сайте посольства Венгрии).
4. Финансовые гарантии. Справка из банка о движении средств на международной платежной карте или справка из банка о состоянии счета или копия тревел-чеков на сумму фин. гарантии. Разные посольства требуют разные размеры финансовых гарантий, однако не более 50 евро в день. То есть если Вы едете один на 12 дней, на карточке должно лежать 600 евро (или его эквивалент). При наличии зарплатной карточки в гривне, имеющей хождение за границей, в справке указывается сумма в гривне. При отсутствии международной платежной карты, выделите полдня на ее оформление - многие банки сейчас открывают такие карты бесплатно при наличии паспорта и идентфикационного кода. Сразу же просите в банке справку на английском языке, чтобы не делать ее перевод. К справке прилагается копия титульной страницы карточки. Ни в коем случае не делайте копии обеих сторон карточки, т.к. с обратной стороны находится код, указание которого позволит совершать платежные операции через Интернет без Вашего ведома.
5. Медицинская страховка. Оформляется в страховой компании (на сайте посольства, как правило, есть информация об авторизированных страховых компаниях) или в банке (удобно совместить с открытием карты или получением справки о движении средств или состоянии счета). Срок действия страховки = срок поездки + 15 дней. Покрытие медицинских расходов - не менее 30000 евро. Как правило, в страховке указываются данные на двух языках (украинском и английском), поэтому ее перевод не требуется.
6. Бронь билетов. Может оформляться через туристическую компанию или самостоятельно. В первом случае компании бронирует билеты, как правило, в системе типа Амадеус и предоставляет распечатки. При самостоятельном бронировании можно использовать сайты типа AnyWayAnyDay или непосредствнно сайты авиакомпаний (например, ВиззЭйр). Если Вы уже зарегистрированы в AnyWayAnyDay, это дает возможность бронировать билеты с правом выкупа через несколько дней. В любом случае, выкупая билеты, обратите внимание на тариф с возможностью изменения даты полета и/или возможностью возврата билета. К примеру, у ВиззЭйр для этого существует специальная опция WizzFlex, дающая возможность менять дату полета любое количество раз. поэтому многие путешествующие предпочитают купить дешевый или акционный билет заранее, а потом сменить дату при необходимости. Для посольства Вы распечатываете электронный билет (если билеты выкуплены) или сведения о бронировании (приходят на почту при оформлении бронирования). Если Вы едете в страны шенгенской зоны первый раз, лучше билеты выкупить, если виз много - можно этого не делать. При распечатке с сайта выбирайте английский вариант документов, чтобы не делать их перевод.
7. Бронь отеля. Удобно оформлять через сайты бронирования, к примеру, booking. Там Вы указываете даты заезда, тип гостиницы, приемлемую цену и расположение и выбираете из предложенных вариантов. Желательно делать бронирования заранее (к примеру, в марте все недорогие хорошие гостиницы на Новый год забронированы). Обязательно выбирайте бронирование с правом бесплатного отмена до даты заезда. Почитайте отзывы на сайте. Совет: для оформления брони гостиницы, как правило, требуется указать платежную карту. Гостиница может проверить наличие достаточных средств для оплаты и (даже) заблокировать сумму на карте. Понятно, что это не приятно. Чтобы этого избежать, можно указать данные просроченной карты или карты, на которой нет денег. В любом случае расплачиваться Вы будете непосредственно в отеле по прибытию на место. Для посольства достаточно распечатки с сайта booking о произведенном бронировании (на английском языке или языке страны поездки). Однако, чтобы подстраховаться, напишите в отель (почта указана в бронировании) с просьбой подтвердить Ваше бронирование на официальном бланке.
8. Справка с места работы. Оформляется на официальном бланке организации с исходящим номером, подписью и печатью. В справке указывается занимаемая должность и то, что на время поездки место работы сохраняется для отъезжающего. Государственные организации, как правило, отказываются писать последнюю фразу, поэтому от них нужно требовать указать срок истечения заключенного с работником трудового соглашения. К справке прилагается ее перевод на английский или язык страны поездки. Причем, совершенно не обязательно обращаться за переводом в агентства - Вы вполне можете сделать его сами (гугл переводчик в помощь). В таком случае можно заверить перевод подписью и печатью международного отдела, отдела ВЭД (если таковые имеются в организации) или просто подписью и печатью организации: фраза "translation is correct" придает переводу солидности.
9. Копия трудовой книжки. Предоставляются копии всех заполненных страниц трудовой книжки, каждая из которых заверяется печатью работодателя с фразой "з оригіналом згідно". Допускается перевод первой и последней страницы трудовой книжки. Заверяется перевод так, как описано в п. Справка с места работы.
10. Справка о заработной плате. Оформляется на официальном бланке организации с исходящим номером, подписью и печатью. В справке указывается начисленная заработная плата за последние полгода (переводить гривны в евро не нужно). К справке прилагается ее перевод на английский или язык страны поездки, заверенный как описано в предыдущих пунктах. Если размер Вашей официальной зарплаты невелик, ни в коем случае не пририсовывайте себе "лишние" деньги. Посольство может запросить данные о зарплате у налоговой инспекции (в справке указан идентификационный код), и если они не совпадут, Вас занесут в черный список без права выезда в страны Шенгена. В случае небольшой ЗП, просто покажите чуть больше денег на карточном счете. В посольстве тоже не идиоты работают: все понимают ситуацию с официальной зарплатой в стране.
11. График поездки. При наличии официального приглашения и, особенно, при его отсутствии (к примеру, для самостоятельно-организуемой туристической поездки) приложите график Вашего пребывания в стране. Если Вы едете с туристической целью просто распишите все дни Вашего пребывания в формате: "тогда-то - прибытие, самолет …, терминал …; тогда-то - экскурсия туда-то".
12. Копия идентификационного кода. Не является обязательным документом, однако некоторые посольства требуют ее предоставление. Перевод - так же, как в п. Справка с места работы.
13. Копия свидетельства о рождении ребенка. Если Вы путешествуете без ребенка, предоставлять ее не обязательно. Однако если Вы барышня симпатичной внешности, наличие свидетельства о рождении подтвердит Ваше намерение вернуться в страну. Бред, но работает (перевод - так же, как в п. Справка с места работы). То же касается свидетельств о браке и/или разводе. Логика тут проста - если Вы считаете, что этот документ поможет в оформлении визы - подавайте, если помешает - не подавайте.
Шаг 3. Подача документов в посольство. В назначенное время приходите в посольство или визовый центр и подаете документы. При подаче еще раз проверьте, чтобы даты, указанные в анкете, приглашении, страховке, брони билетов и отеля совпадали. Это то, что первым делом проверяют в посольстве. Не забудьте гражданский и загранпаспорта (срок действия которого должен на полгода превышать срок прибытия из поездки), платежную карту, оригиналы дополнительно поданных документов (свидетельств о рождении и пр.). Как правило, если документы оформлены правильно, никаких проблем с визами не возникает. В противном случае Вас могут вызвать для беседы с консулом, во время которой Вам нужно еще раз проговорить все написанное в анкете, только глядя консулу в глаза)) В случае отказа в выдаче визы Вы имеете право подать апелляцию.
Отлично описан процесс оформления документов на сайте визового центра посольства Италии в Украине. На сайте посольства Венгрии в Украине можно найти список авторизированных страховых компаний, категории граждан, не платящие визовый сбор, и правила подачи апелляции.
Удачных всем поездок!
© lvitsa-the-real