Сколько наша либеральная общественность глумилась по поводу отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Постоянно пытались превратить её в какой то жупел и символ распила, ставя в один ряд со Сколково. Вспомнить хотя бы визит Жореса Алфёрова на телеканал Дождь, когда журналист издевающимся тоном спрашивал: “А ГЛОНАСС - хорошая система?”. А сколько радости было по поводу неудачных запусков!
Тем не менее, что бы там не говорили либералы, на сегодняшний день всего лишь две глобальные навигационные системы полностью развёрнуты. Это американская GPS и наша ГЛОНАСС. Китайская Beidou в настоящий момент функционирует как региональная система, а глобальная Beidou-2 будет развёрнута только к 2020. Европейская GALILEO тоже на сегодняшний день не развёрнута и окончательное формирование орбитальной группировки планируется только в 2018.
Также необходимо отметить, что российский опыт накопленный в сфере построения навигационных систем сегодня становится
предметом международного сотрудничества:
В Пекине подписано положение о сотрудничестве России и Китая в области спутниковой навигации. Подписание документа состоялось в рамках официального визита в КНР делегации Федерального космического агентства, сообщили 11 февраля корреспонденту ИА REGNUM в Роскосмосе.
Полный перечень обсуждённых вопросов не объявляется. Известно только, что в Китае будут размещены наземные станции системы ГЛОНАСС. Что позволит повысить её точность. Вполне логичный шаг после того как
американцы запретили размещать такие станции на своей территории.
Как мне кажется, также нужно наладить с Китаем сотрудничество в области создания и производства дешёвых приёмных устройств для гражданских потребителей. Ибо что не говори, а за постсоветское двадцатилетие мы сильно отстали в области производства элементной базы для приборостроения и если для военных нужд можно сильно за миниатюризацией не гнаться, то для гражданского сектора нужны чипы, которые будут помещаться в любой сотовый телефон. В чём китайцы нам очень здорово могли бы помочь.
Если же продолжить рассуждать на тему важности системы ГЛОНАСС для нашей страны, то я надеюсь, каждому понятно, что наличие национальной глобальной навигационной системы - это не прихоть, а вопрос национальной безопасности.
Всё-таки надо понимать, что создавалась она не для того, чтобы искать ближайшую кафешку по сотовому телефону, а в первую очередь для военных нужд.
Спутниковая навигация необходима для нормального функционирования высокоточных видов вооружения, беспилотных летательных аппаратов, авиации и т.д. и т.п. А использование иностранных навигационных систем в военных целях не предоставляется возможным, потому что доступ к навигационному сигналу в любой момент может быть отключена хозяином системы. Все, наверное, помнят как американцы отключали GPS при проведении военных операций в Ираке?
Спутниковая система ГЛОНАСС имеет долгую историю. Решение о создании новой навигационной системы было принято ещё в середине 70-х, в 1982 году были начаты лётные испытания системы, а в 1995 завершено формирование спутниковой группировки - 24 аппарата в трёх плоскостях. Причём надо отметить, что окончательное развёртывание спутниковой системы происходило уже после развала Советского Союза в условиях недостаточного финансирования.
Во времена ельцинского правления никому дела не было до развития спутниковой промышленности. Я прекрасно помню те годы, когда две трети сотрудников предприятия находились в неоплачиваемом отпуске, заказов не было и в то, что предприятие вообще выживет мало кто верил. Соответственно о поддержании орбитальной группировки ГЛОНАССа речи тоже не шло и к 2001 году она деградировала до 6 аппаратов.
С двухтысячных ситуация начала потихоньку меняться. В 2001 году была принята федеральная целевая программа и к 2010 году орбитальная группировка была полностью развёрнута.
Сегодня работы ведутся по развитию как космического, так и наземного сегментов системы. Так, что тем кто говорит, что высокотехнологического производства в нашей стране не осталось всегда можно сказать, что хотя бы космическую промышленность нам удалось сохранить и в этой отрасли мы вполне себе конкурентоспособны.