Прадед мой Федор Иванов всю жизнь вел дневник (о чем я узнал только пару дней назад). Вот что он записывал во время войны.
22 июня 1941 года
Прибыл домой в 6 ч. вечера из Сысерти, куда ездил к сыну в гости, и узнал большую новость, которая ошеломила меня, что Германия без объявления войны напала на СССР утром в 4 ч. 30 м. Идут ожесточенные бои от Балтийского до Черного морей. Умывшись на скорую руку, пошел к себе на службу узнать кой-какие дополнительные новости.
23 июня 1941 года
По службе только и разговоры среди сотрудников о нападении фашистской Германии на СССР. Настроение у всех боевое и полное решимости победить и разбить на голову фашизм. С самого утра происходит массовое освобождение ряда помещений под лазареты. Многие организации уплотняются в связи с переездом новых организаций. Вечером, после работы, был митинг. Прошел с большим подъемом, где я выступал с призывом о дальнейшем укреплении оборонной работы в коллективе.
24 июня 1941 года
Началась массовая мобилизация военнообязанных в РККА. Многие сотрудники получают расчет и являются в райвоенкоматы. Сведения с фронта пока еще неопределенны. Успехов ни та, ни другая сторона еще не имеют. Видимо, еще война не развернулась, происходит прощупывание друг друга. СССР еще не отмобилизовался и поэтому бои происходят с переменным успехом. Если фашизм в первый день имел кой-какие тактические успехи на двух направлениях, углубившись на 10-15 километров вглубь нашей родины, то на другой день они были выгнаны, но одновременно он, т.е. фашизм, добился успеха в другом направлении и занял город Брест. Что даст третий день сражения, увидим и прочитаем завтра в нашей печати.
26 июня 1941 года (четверг)
Мобилизация продолжается все с возрастающим народном подъеме. Настроение боевое. Все жаждут одного - разгромить и уничтожить фашизм. Трудовая дисциплина резко возросла и происходит усиленным темпом перестройка хозяйственной деятельности на военный лад. Все для РККА.
30 июня 1941 года (понедельник)
Сегодня вызывали в райком партии для мобилизации в РККА. Но комиссия отклонила и велела ждать до особого вызова.
7 июля 1941 года (понедельник)
В течение трех дней РК ВКП (б) мудровствовая надо мной, интересовался всей моей родословной и моим положением. И наконец было вынесено решение, меня зачислить в истребительный батальон местного назначения. Вчера ходил охранять объект. За восемь часов нажгло меня солнцем, ушел с сильной головной болью.
12 сентября 1941 года
Война с Германией усиливается. В тылу мобилизационная готовность повышается. <.неразб..> по 8-часовой рабочий день, введены субботники, три раза в неделю, вычет однодневного заработка и отданы отпускные деньги. Введена карточная система на хлеб. Я например получаю 400 гр хлеба в сутки и сахара 600 грамм. В магазинах ничего не становится. Теперь мне приходится много работать по училению торговли овощами и картофелем. Уже третий м-ц числюсь в истребительном батальоне, основательно овладел военными знаниями и полученные знания передаю другим.
10 декабря 1941 года
Нач. с 17 ноября с/г работаю директором Свердоблзаготторга. Надо сказать, участок работы не из легких. К тому же впервые у меня в жизни. Но как бы не был он труден, но доверие правительства и партии я должен оправдать. С первых дней взялся за порученную мне работо крепко и так буду продолжать ее вести.
Отечественная война проходит неослабевающим темпом. В ней мы сильно проиграли. Отдали много (зачеркнуто) ряд республик. Но это не такое большое горе и непоправимое. За последнее время, т.е. эти дни на всех фронтах происходит перелом в пользу СССР. Фашизм под натиском наших войск отступает, нами взяты обратно Ростов и Тихвин и масса населенных пунктов.
Во вторую империалистическую войну вступили Япония против США, Австралии, Англии и др. Война между ними идет третий день. Вообще все человечество участвует в настоящей войне. Взбесилось. Поживем и увидим, что дальше будет.
19 февраля 1942 года
Сегодня получил от Ф.И. Долгова открытку из Ярославля, о том, что он ранен 29/XII/41, чувствует себя плохо.
Крепко дает себя чувствовать карточная система. Не хватает жратвы, но все же жить можно при наличии своего картофеля. В этом году обязательно посажу картофеля больше. Когда имеешь - спокойно живешь.
20 марта 1942 года
Вчера был на заседании Исполкома Горсовета с отчетом о состоянии хранения овощей и картофеля, где выступил также с сообщением от ГПИ тов. Тоганов. Из его выступления я узнал, что при моем покрывательстве Соксонов(?) испортил капусту и свеклу. Материал передал в судебные органы для привлечения виновных к ответственности.
Подобное заявление вызвало у меня большое негодование, и я вынужден <..был протестовать..> против заявления и неясности. Далее я выяснил деталь, что Ливадный % 30, в.базой - 20 % Котлованщин - 15 сфабриковали видимо какие-то документы, что ГПИ не могло не использовать против меня. Вот что значат люди, которые окружают тебя. В лицо льстят, а за пазухой носят камень и при удобном случае бросают в тебя. Подленькие душонки.
20 октября 1942 года
Записывать мысли в дневник совершенно стало некогда. Много очень работы. Война заставляет. Сегодня получил письмо от брата Михаила, чувствует себя хорошо после ранения. Получит протез на правую ногу и поедет домой. Отвоевался, а конца войне не видно. Народу мнет много, <неразб> еще надо.
31 марта 1943 года
Получил письмо от брата Михаила, который сообщил мне, что похоронил 22 марта тетю Марию. Да! Михаилу будет тяжело жить без Марии, как инвалиду отечественной войны (нет одной ноги). Хорошо, что имеется около него сестра Зина, которая будет за ним ухаживать до его окончательного выздоровления.
10 апреля 1943 года
Был в командировке в Реже по реализации мороженой капусты 135 тонн. Побывал в Фирсовском сельсовете, где был в 1929-30 г по хлебозаготовкам и раскулачиванию кулачества.
13 июля 1943 года
Большая и многообразная работа в настоящее время не позволяет записывать свои мысли в дневник. Все мысли и помыслы направлены на укрепление тыла и помощи фронту. Тем паче сейчас, когда Красная Армия отбивает громадное наступление германского фашизма на Орловско-Курском и Белгородском напрввлениях. Принимают с обеих сторон больше тысячи танков, самолетов и миллионы людей. Борьба исключительно упорная. Красная армия не <идет> назад перед полчищами, наоборот, бьет и теснит врага. Это не 1941 год, а 1943й, - ход войны четко определился в пользу нас. Благоприятные перспективы радуют народ. Неплохо начинают воевать англо-американские войска. Уже борются за Сицильский остров Италии.
26 декабря 1943 года
Сегодня получил письмо от жены брата Георгия о том, что он помер и похоронен. Искренне жалко его и очень обидно, что меня не известили о дне его смерти.
Все бы сделал, чтобы приехать на похороны. Остался один брат Михаил и я, более никого.
27 декабря 1943 года
Не везет же мне чорт возьми - то на одном м-це три выговора: строгий по партийной, второй по советской линии и простой от Упр.местных торгов. Всыпают за всех и главное здорово. Хорошо и надо всыпать за мою доброту к людям, особенно к подчиненным. Я слишком мягкотелый.
Буду менять свое отношение и относиться беспристрастно, виноват - отвечай. Хватит.
28 декабря 1943 года
Был избран на прошлом собрании членом партбюро, а сегодня на собрании отведен, как имеющий строгий выговор по партлинии.
Обидно и досадно и до слез и до мучения. Трудно переживать, но что делать, не думай, что это не нужно, и не будет неприятностей.
19 марта 1944 года
С 8 января по 17 февраля 44 г. был в командировке в Краснополянском районе по вопросу хлебозакупа. Задание не сумел выполнить из-за отсутствия излишков хлеба на селе. Будучи в этой командировке, я побывал во многих колхозах Краснополянского, Еланского и Талицкого райоов и пришел к убеждению, что деревня плохо стала жить. Следы войны очень резко выделяются. Мужской рабочей силы очень мало, даже после школьного возраста мальчиков, одни женщины. В силу этого и неудовлетворительных метеорологических условий в прошлом году посев не был выполнен, а за фактическим посевом не было надлежащего ухода, следовательно урожай <не удался>.
30 ноября 1944 года
Так сложились обстоятельства, что не было времени заглянуть в дневник, а записать было что? За это время многое выветрилось из головы.
Основное, что трудно забываемо. 16/ VIII / 44 я областной конференцией профсоюза был избран председателем обкома Союза Госторговли.
4 октября сдал дела треста и 6 ноября приступил к новой работе, где и работаю. Новое дело, приходится переучиваться и переквалифицироваться.
На прошлой неделе вызывали на бюро обкома ВКП (б) для утверждения моей кандидатуры как председателя обкома Союза. Бюро не утвердило, а предложило снова вернуться на старое место, т.е. директором Горзаготторга. Мотивы те, что участок просто важнее, чем мое председательство. Жду назначения. ЦК Союза не сообщил и не собираюсь сообщать, мне самому пока не нравится эта работа. Профработа не по моей натуре.
24 декабря 1944 года
Продолжаю председательствовать в Обкоме Союза Госторговли. Вопрос о направлении на другую работу находится в стадии разрешения. Проведя 2й пленум готовлюсь к поездке в ЦК Союза с отчетом, а ехать не хочется. Не с чем, мало еще работал, результаты плохие.
10 февраля 1945 года
Был в ЦК Союза с отчетом. Сошло. Сделал два доклада, приняты развернутые решения <направленные> на улучшение работы обкома. Посмотрел московские салюты в честь побед Красной армии. Хорошо.
Москва еще на военном положении. Полная маскировка. С часу ночи до 5-00 жизнь замирает. Следы войны мало заметны. Но представление о войне создается выставкой вооружения. Техника вооружения исключительно большая и разнообразная. На ней представлены все экспонаты фашистской Германии и ее сателлитов. Если меня вы спросите, из вооружения какое самое страшное и опасное? Не задумываясь бы ответил: все! Все против человека!.
7 часов 15 минут 9 мая 1945 года
Только что проснулся, из репродуктора шла передача, голос диктора был слишком торжественнен, говорил медленно и точно. Вкладывал в каждое произнесенное слово свою душу, чтобы оно было понятно всем слушателям. Текст безоговорочной капитуляции Германского фашизма Советскому Союзу и экспедиционным силам Англии и США и т.д.
Я невольно за словами диктора стал непрестанно в себе и шепотом повторять: война, война кончилась, боясь произнести великое слово "окончилась" . Еще не верилось и не укладывалось в моем сознании что пришел конец Второй Великой отечественной войне. И только святые слова указа Верховного Совета Союза о том, что девятое мая считать днем торжества победы над фашистской Германией и постановления Совнаркома, что день 9 мая считать нерабочим днем и днем народного торжества Победы... и после этого только я осознал слова "конец войны" и радости моей во мне не было предела, она вышла наружу и во всеуслышание. Сын закричал ура, мать его поддержала и поспешила вывести красный флаг... но он уже висел.
На душе стало радостно и легко и она не омрачалась даже той отвратительной дождливой погодой на воле. Мелкий нудный дождь вызывал проклятие к нему. Ну почему? Почему не был опубликован документ о капитуляции Германии вчера? День было солнечный и теплый, а народ тысячами стоял на площадях и улицах у репродукторов, ожидая опубликования текста о капитуляции фашизма. Начали собираться народ с 11 часов дня и не расходились до позднего вечера. Народ ждал и шумел, но монотонный голос диктора передавал очередные передачи. Я неоднократно подходил к репродуктору , находящемуся у председателя Облпотребсоюза Никифорова. При очередном объявлении диктором передачи музыки и т.д. Никифоров добродушно смеялся, а мне становилось стадно его, что я поддался преждевременному ожиданию объявления конца войны. Даже сходил один раз на площадь 1905 г. Народу собралось около десятка тысяч, то же самое было и у радиоцентра. Но увы никто желаемой передачи не дождался и все уходили недовольными.
2 июня 1945 года
Понемногу втягиваемся в мирную жизнь. Странным еще кажется и не верится, что нет войны. Народ повеселел. Бодрее стал.
http://vk.com/note957710_11671491