Сегодня произошло одно из последних заседаний иркутского родословного клуба в прошедшем "учебном году". Хотя, порядочное время не посещала клубных встреч, я согласилось прийти. Поскольку тема была интересная - родоведение жителей Тельмы. Тем более, что тельминское родоведение мне близко.
И даже услышала одну фамилию, которая близка к первожителям Осинской слободы - "Черных", и полагаю, что в Тельме она появилась именно из Осы. Хотя тельминцы почему-то считают, что эти "Черныхи" - из Нижнеудинского района. Но скажу точно: Осинская слобода - она зародилась много раньше, чем населенные пункты по Московскому тракту.
Ну, наконец-то! Хоть какая - то местная тематика, а то нас все время потчевали заседаниями, притянутыми к каким угодно регионам, только не к Сибири. Правда, север Иркутской области "оживился" в последнее время с родословными поисками, но мне, кажется, что лучше многих северян знаю содержимое трехтомника Г.Красноштанова "На ленских пашнях..."
Кроме того, мое присутствие, как "старожила" клуба было необходимо в решении важного вопроса - поиска кандидатуры исполняющего обязанности председателя клуба. Про себя решила, что это вопрос должен решаться без меня, но любопытство победило - кого же все-таки предложат в качестве преемника?
А стоящего преемника нет! Все "кандидатуры" пошли на попятный. А, я не могла публично озвучить, что после стольких лет произвола предыдущего председателя, приведшего исследование старинных родов Иркутской губернии к неутешительному финалу, креативных личностей среди нас не осталось. Те, кто мыслил стратегически - ушли в свои "норы" и участвуют в клубных делах лишь при создании сборников. С этим надо смириться, и перейти на иной формат ведения клубной работы. Какой? Пока не знаю....
Но, имея опыт сотрудничества с сайтом "Предыстория", могу сказать, что в первую очередь необходимо (и это важнее всего - чтобы не распалось окончательно наше иркутское родословное "братство") назначить:
1. Что-то наподобие модераторов по различным районам (может быть, слободам, волостям) Иркутского уезда. Они (модераторы-кураторы) объединят стремящихся узнать детали своего родоведения отдельных поисковиков, будут оказывать им методическую помощь, проводить совместные мероприятия. Сами кураторы тоже должны заниматься поисковой работой, быть своего рода, стратегами, представляя, в каком направлении вести исследования по своему роду, а лучше - по родам определенной волости или деревни.
В иркутском родословии уже выделились регионы:
Усольский район (в т.ч. Тельма с окружающими поселками(А.Дмитриева);
работает давно "верхъангарское землячество" - И.Иевская (сюда же вошло и Глазково)
совместно с Музеем Г.И. Шелехова работает по Шелеховскому району ряд исследователей (Л.Лузгина).
Лузгина же объединяет родословие первожителей и поселенцев Осинской слободы, совместно с Осинским музеем и сотрудничает с сайтом "Предыстория" - по жителям Забайкальского края и Дальнего Востока.
Ленских исследователей традиционно объединял Ю.Лыхин. Теперь активно занимается "леншкими" (по образному выражению поэта А.Горбунова) - Т.Непомнящих.
Слюдянским районом и русским населением Тункинской долины занимается Л.Аболина.
Надо выделить особую группу переселившихся в Иркутск жителей из различных областей страны (место куратора - вакантно). Открытым остается вопрос о создании других региональных групп.
2. Издательский отдел. Необходима команда членов клуба, имеющих опыт работы со сборниками.
Изменить принцип формирования сборников - осуществлять их по районам. Благодаря чему возможна муниципальная финансовая поддержка, помимо благотворительной поддержки и взносов авторов. Позиционировать родословные сборники, как патриотическую литературу. Это дает возможность расчитывать на финансовую помощь не только общественных фондов, но и государственных.
3. Создать правление клуба из кураторов, имеющих равные права в популяризации родоведческой информации. Это правление и будет главным руководящим органом клуба. Председатель (если, все-таки, его выберут) должен согласовывать всю деятельность клуба с участниками правления, во избежание "стягивания одеяла на себя". Отменить членские взносы. Оставить благотворительные пожертвования.
Вроде бы, правомочно и логично?