Не пойму, откуда у меня какое-то щемяще-романтичное чувство по отношению к Чуйскому тракту. То ли в раннем детстве что-то любопытное слышала о нём, то ли по ассоциации с Колымским трактом… Так или иначе, все 700 километров, что мы проехали по Чуйскому тракту, во мне это чувство внутреннего восторга присутствовало.
Почему тракт называется Чуйским, я расскажу вам чуть позже. А пока давайте посмотрим на Музей Чуйского тракта, который прямо на этом тракте и стоит. 1.
Кстати, исторический Чуйский тракт начинался как раз отсюда и был протяжённостью всего 630 километров - до границы с Монголией Нынче Чуйский тракт - это федеральная автомобильная дорога от Новосибирска до границы протяжённостью 962 километра.
Я уже упоминала, что музей был закрыт на ремонт. Поэтому я приведу здесь рассказ о музее, взятый с туристического сайта:
Музей Чуйского тракта Чуйский тракт представлял собой торговый путь из Алтая в Монголию и Китай. Это была небольшая тропа для вьючных животных и всадников. Однако торговля развивалась, требовалась большая проходимость дороги. В разные периоды - с 1860 г. и до современности - строились ее участки, постепенно превращая сначала в тропу для телег, а потом и в современный автобан. Своё начало он брал от дома купца Варвинского. В современном виде его спроектировал инженер В.Я. Шишков, будущий писатель. В 1992 г. большой поклонник истории Алтая директор ДСУ Ю. Никишин реализовал свою давнюю мечту и совместно с сотрудниками краеведческого музея имени В.В. Бьянки создал Музей Чуйского тракта. Именно в купеческом доме, от ворот которого уходил вдаль путь, и нашла своё место композиция - единственная в России, посвящённая дороге. До 1992 г. это здание принадлежало краеведческому музейному комплексу, а затем весь второй этаж отдали под композиции истории строительства дороги и её автомобилизации.
Если взглянуть на современную карту автомобильных дорог, то можно увидеть, что трасса М-52 Чуйский тракт начинается от Новосибирска. Не так давно было внесено такое изменение, но исторически это в корне неверно. Именно от дверей музея начинаются первые метры знаменитой алтайской Дороги Смерти. Почему смерти? Ответ легко найти на фотографиях музея: в некоторых местах тракта с одной стороны - обрыв, с другой - отвесные скалы. Только весьма отчаянные водители рисковали проехать по такому пути! Интересный факт: в коллекции музея есть костюм шофёра начала 20-х годов прошлого столетия - одного из тех смельчаков, что не раз проезжали Дорогой Смерти. Не забыты в экспозиции и люди, благодаря труду которых Чуйский тракт превратился в современную безопасную дорогу: проектировщика В.Я. Шишкова, строителей, шофёров-ветеранов, штурмующих эту непростую дорогу в разные годы. Чёрно-белые фотографии позволят полнее прочувствовать всю громадность проделанной ими работы. Если хочется ударить автопробегом по вечной дороге от начала и до конца, то лучше всего начать поездку с посещения музея. Приобретённые здесь знания позволят совсем другими глазами посмотреть на это чудо творения рук человеческих - Чуйский тракт! 3.
Само здание, в котором находится музей, тоже заслуживает нашего внимания. Это особняк купца Варвинского, построенный в 1911 году. Он единственный уцелел из большой усадьбы Варвинских. На первом этаже изначально был галантерейный магазин, а на втором - жилое помещение. Здесь, говорят, была богатая библиотека. После 1917 года в доме разместился революционный советский суд. Во время оккупации Бийска восками Колчака здесь разместилось представительство американской фирмы «Сибуниан». В 1919 - 21гг. помещение было отдано под казарму, затем - детский сад имени Коминтерна. И в 1926 году в здании расположился Бийский краеведческий музей. Кстати - для меня это тоже стало новостью! - одним из основателей музея был В.В. Бианки. Его именем музей и назван. 4.
5.
6.
7.
8.
9.
Здесь был Лёша. И Люба! 10.
Из Википедии: Тракт - (нем. Trakt «большая дорога» от лат. traktus «волочение») улучшенная грунтовая дорога, а также вообще большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты (в отличие от просёлочной, соединяющей сёла и деревни).
И кстати! В течение нашего путешествия вы увидите подтверждение, что это и в самом деле была дорога смерти!