В 30-е годы, в связи со слабой развитостью аэродромной сети, из Иркутска летали гидросамолеты, базировавшиеся примерно в районе нынешних Московских ворот. Отсюда летал 11-й гидроавиаотряд Гражданского воздушного флота и Ленская авиагруппа, подчинявшаяся Главному управлению Северного морского пути при Совнаркоме СССР. Ленская группа была создана в 1934 году. Штаб находился в Иркутске, а возглавил группу прославленный летчик, кавалер ордена Красного знамени Виктор Галышев. Летали в основном на самолетах Р-5, оборудованных поплавками. До июня 1938 г. самолеты Ленской авиагруппы не только обслуживали трассу Иркутск - Якутск - Тикси, осваивали новые, дальние по тем временем, авиалинии Якутск - Вилюйск, летали на Оймякон и Сеймчан. В 1938 г. и группу, и авиаотряд перевели в Якутск. Нельзя не сказать, что в этом же году был арестован и сам Галышев, которому припомнили службу летнабом в царской армии, и начальник гидроавиаотряда А.В. Мансветов.
В составе экипажей Ленской группы летал и мой дед со стороны матери, Николай Сергеевич Иванов; сначала техником, а потом бортмехаником.
Елена Николаевна вспоминает рассказ бабушки, как деда перевели на Север, да она ехать с ним отказалась, осталась в Иркутске. Сохранились и упоминание об аварии, которая приключилась с ним на р. Лена. После вынужденной посадки дед Николай вместе с летчиком вышли к людям, и некоторое время жили у семьи староверов, которые оказались людьми гостеприимными, вот только кормили летчиков на отдельной «нечистой» посуде.
Я давно искал подтверждение этой истории - и нашел, в архивах форума «Полярная почта», на котором энтузиасты скрупулёзно собирают всю информацию, имеющую отношение к полярной авиации:
«1. Председателю Совета Народных Комиссаров СССР товарищу Молотову В.М.
2. ЦК ВКП(б) товарищу Сталину И.В.
НКВД - Главное транспортное управление. 2-й отдел.
В результате усиленных и продолжительных поисков, самолёт Ленской АГ П-5 Н-46 найден 14 января с.г. в расположении наслега Бапай Кобякского района. Пилот Чернов и б/м Иванов живы и здоровы. Экипаж после вынужденной посадки своего самолёта добрался до селения Бердичистях, куда сегодня, 15 января отправляется самолёт для вывоза их в Якутск. По вывозке самолёта Н-46 приняты все необходимые меры.
ИО Начальника Главсевморпути при СНК СССР /Ширшов/
Отпечатано 4 экз. СС. 15.1.40г.
РГАЭ, ф. 9570, опись 5, Дело 178. Переписка с СНК СССР и Экономсоветом при СНК СССР ... 1940г.; Л. 4. №60/с 15.1.1940г.
И есть еще одна запись, источник которой, правда, не столь точно определен. Речь идет о самолете Р-5 под номером Н46:
«15 сентября 1934 дата присвоения опознавательного знака с литерой "Н" - СССР-Н46 - П-5, зав. № 8288, мотор - М-17. Первоначальный владелец воздушного судна - УВС ГУСМП. Самолет был выпущен с завода 16.07.34 г. В 1935 году самолет эксплуатировался в Енисейской авиагруппе. 29 апреля 1935 г. на совещании с начальником линий оперативного и технического секторов УВС ГУСМП было принято решение передать самолет в ремонт, после которого зачислить его в резерв УВС. В марте 1937 года в составе Ленской авиагруппы СССР-Н46 поступил на линию. В 1939 году самолет принадлежал Якутской авиагруппе. 22 декабря 1939 года самолет потерпел аварию (пилот Чернов и авиатехник Н.С. Иванов). На место аварии выехала комиссия, которая определила размеры повреждений. Годным к дальнейшему использованию оказался только фюзеляж, да и тот предстояло тащить сквозь тайгу 150 км. Учитывая все эти обстоятельства, с машины сняли груз, почту, все приборы, магнето и уничтожили самолет вместе с мотором. Заключение аварийной комиссии, появившееся 27.01.40 г., послужило основанием для списания самолета с баланса Ленской авиагруппы и исключения его из списков самолетного парка полярной авиации, что и было сделано сначала приказом по УПА № 85 от 15.4.40 г., а затем приказом по ГУСМП № Р-181 от 17.5.40 г. (11958)».