....В тот волнующий вечер я понял, что трюк "звучит" только тогда, когда он "работает" на определённую цель или человеческий характер. На следующий день мы уезжали на практику в Ереван.
В ереванском цирке "Колосс" я вышел на манеж в костюме Чарли. Маска Чарли казалась мне значительной, современной. Думаете, меня ждал успех? Ереванская публика не приняла моего Чарли. Пришлось срочно надеть костюм Рыжего Васи.
В облике Чарли Чаплина Рыжий Вася
В роли Васи мне было легко, я мог чудить на арене, как на студенческой вечеринке. Но эта лёгкость оказалась обманчивой. Очень скоро я столкнулся с проблемой: что делать на манеже? Исполнять старые, заезженные репризы традиционных Рыжих? Никакой более сложный репертуар не годился бы для такой маски... Решение подсказали зрители.
В Армении клоун смешил не сам по себе, а потому, что им занимались зрители. Первые ряды партера всё время вмешивались в действия Васи. У него постоянно крали шляпу и трость, только чтобы посмотреть, как он будет реагировать. И конечно, Васе приходилось искать свои вещи среди публики. Он находил и пытался их отобрать. Нередко случалось, что в этой "борьбе" зрителия приходилось стаскивать из кресла прямо на барьер. Зал смеялся. Доволен был и пострадавший зритель. А я нет. Привыкни к такой манере здесь, думал я, так и пойдут потом в игре грубость и примитив. Не дожидаясь окончания сезона, я уехал в Москву...."
Весна 1929 года.
С пером у Каран д'АШа
В.А.Викторов
Без грима - Михаил Николаевич Румянцев Родился Карандаш