Charlie Hebdo - это еженедельный сатирический журнал, публикующий карикатуры на политические темы, события в обществе, мировые проблемы. В редакции «Charlie Hebdo» не слышали о лояльности, веротерпимости и человечности. Чем трагичнее происшествие, тем более жесткими и ужасными будут карикатуры. Такую политику издание ведет уже многие десятилетия.
В далеком 1960-м году появился журнал «Hara-Kiri», являющийся предшественником «Charlie Hebdo», но после недопустимого издевательства над кончиной Шарля де Голля издание закрыли. Дело было в том, что за неделю до кончины де Голля в ночном клубе Сен-Лоран Лю Пон произошел пожар, жертвами которого стали 142 подростка.
Об этой трагедии говорили до тех пор, пока не умер французский политик Шарль де Голль, чья смерть стала новой сенсацией. По этому поводу номер «Hara-Kiri» вышел со следующим названием на обложке: «Трагедия на танцах в Коломбе: один погибший».
В 1969 был открыт «Charlie Mensuel», который, по всей видимости, являлся некой подушкой безопасности в случае закрытия «Hara-Kiri», что в итоге произошло. Но и «Charlie Mensuel» оказался недолговечен: в 1981 году ежемесячник завершил свою работу. Новую жизнь изданию дали в 1992 году под названием «Charlie Hebdo», которое известно всему миру по сей день.
Но, сколько бы названий не сменилось, сколько бы редакторов и карикатуристов не работало в журнале, криптонитом его являются недопустимые темы для шуток. Можно высмеять политиков и даже какие-то реформы, но нельзя затрагивать смерть и религию, что делают карикатуристы журнала на протяжении долгих лет.
Вот лишь некоторые примеры:
Грубая карикатура последовала после трагедии 9/11: биржевой брокер, который стоит в башне и кричит «Продавайте» в то время, как приближался самолет.
Когда из жизни ушел Майкл Джексон (2009 год), «Charlie Hebdo» выпустил обложку с изображением скелета и надписью: «Майкл Джексон наконец-то белый».
Легализация однополых браков была изображена в виде полового акта между Отцом, Сыном и Святым духом. А жизнь Христа - в виде Девы Марии с раздвинутыми ногами.
Но настал момент, когда журналу пришлось поплатиться за свои кощунственные публикации. 7 января 2015 году произошло нападение на редакцию «Charlie Hebdo», были убиты 12 человек. Среди погибших, как полицейские, так и карикатуристы.
Причиной нападения являлась карикатура на одного из лидеров ИГИЛ, но нельзя исключить и карикатуры на пророка Мухаммеда, которые явно добавили террористам причин для гнева. Еще в 2011 году после карикатуры на пророка в редакцию прилетела зажигательная бомба, уже тогда журналу надо было заканчивать с провокациями.
И, пока во Франции люди собирались с табличками «Je suis Charlie» («Я-Шарли»), которая обозначала защиту свободы слова, российская общественность двояко отреагировала на случившееся.
Представитель РПЦ заявил о том, что оправдывать терроризм нельзя, но люди с табличками зря ставят свободу слова выше религиозных чувств людей. Роскомнадзор, в свою очередь, призвал отечественные СМИ не публиковать карикатуры на тему религии. В Магасе и Грозном были организованы марши против карикатур на пророка Мухаммеда.
Вполне справедливая реакция, ведь публикация карикатур на святыни, иногда даже непристойных, недопустимо и антиморально в современном мире, где для многих людей вера - единственное, что у них есть.
Но редакция «Charlie Hebdo» не учится на своих ошибках. Уже в ноябре 2015 года журнал опубликовал сразу несколько карикатур по поводу крушения российского самолета над Синаем. А вчера вышла в свет карикатура о нападениях в Кельне. На ней изображен утонувший мальчик (в левом верхнем углу), а посередине - женщины, которые убегают от мужчин. Подпись к изображению гласит:
«Каким бы стал Айлан, если бы вырос? Любителем трогать ягодицы в Германии».
Сирийский ребенок умер в прошлом году, когда пытался добраться с семьей до острова Кос из Турции. Он уже подвергался насмешкам со стороны журнала, когда был изображен тонущим с надписью о том, что христиане ходят по воду тогда, как мусульманские дети тонут.
Против журнала «Charlie Hebdo» поданы сотни исков, не говоря уже об угрозах взорвать редакцию, бросании бомб и непосредственно теракта. Коллектив редакции привык работать под охраной полиции. В свою очередь редактор издания Жерар Бьяр не боится повторить судьбу своего погибшего коллеги, бывшего редактора этого журнала Стефана Шарбоннье.
Что ж, приоритеты у всех разные. Для кого-то важнее всего честь и достоинство, а кто-то привык наживаться на человеческих смертях и боли. Как говорится, каждому свое.