Российское образование требует экстренного спасения

Apr 14, 2017 20:40



Профессор Саратовского государственного университета Вера Афанасьева, ставшая широко известной в интернете после публикации статьи "Пять причин, по которым НЕ следует становиться профессором" , обратилась с открытым письмом к министру образования РФ Ольге Васильевой , в котором призвала «радикально изменить« Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы »».

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования , изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы , поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение . Образование - стратегическая, наиболее устремленная в будущем направлении государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологии, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1. Тотальная нищета

Государственные вложения в российском образовании чрезвычайно малы и не позволяет ему достойно существовать . У нас ветхая высшая школа - разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшаяся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил . Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки , чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование .

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей.
Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму - менее 500 Евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора.

Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.


При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты . Важный механизм недоплата преподавателей является чудовищным часовая нагрузка (перегрузка!), Не учитывающее время, необходимый для подготовки к занятиям и для научных изысканий . Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда . Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствие массового сокращения числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшиеся . Стал общая практику и то, что сотрудники вузов из своей мизерных зарплат сам оплачивают научные командировки , публикация научных работ, монографии, учебники, организация конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций , бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных , - зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателей . К теме неприлично богатая вузовская администрация примыкает всем известную тему коррупции в образовании , которая достигает самый высокие уровни. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области .

Чудовищная нищета российского образования - подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорая собственного обнищания и неминуемый упадок , ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образовании сегодня, возвращается десятикратный прибыль в недалеком будущем.

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору . Вот формула это превращение: «конторизация образование = беспрецедентная бюрократизация + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат». Российское образование буквально погребена под груду никому не нужные документы , завалена бессмысленная отчетность, задавлена чиновничье предписание - и лавина бумага катастрофический растет.
Постоянно меняющаяся федеральная образовательные стандарты не приносит ничего нового по существу, зато делает из образования неэффективного механические машин, основные целью которой становится производство и воспроизводство бумаг.

Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели вся страна, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратился в бесплатном клерках, в писарях, в машинистке. Люди изнемогает от многократного переписывания программ, составление бесчисленных отчетов, заполнение один и тот же анкеты. Ума не приложить - куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны - чиновники, которые только эта бумажный поток и может оправдать собственное существование , прикрыть отсутствие фактического положительная работа. А возможно - и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны , отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляет время на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное - занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы . Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается - это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд. Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система «эффективные контракты», призванный измерять неизмеримый, оценивать (причем очень дешево!) Бесценный, и этот очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании , эскалация всеобщего хроническая усталости и возгонка повсеместный страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания - отписками-приписка-переписка-дописок-списки. Открытия - сокрытия. Качество - количество. Ум, знание, таланты - умение составлять отчеты. Достойный преподаватель отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги. Все, что происходит при этом, - симуляции, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмов и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, - пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никто нереализуемые акций. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя. Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей , но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация вся страна рождает «бумажное образование» и убивает подлинный.

Всероссийская писанина бессмысленные бумаги стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономики . Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования . А государство тратит на этой смертельной глупости значительной части отпущенных на образование средств , и без того крохотного.

3. Патологическая ложь - псевдология и мифомания

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывного болезненная лжи.
Самая большая ложь - наше образование по сути своей остались советский, а мы дружно делает вид, что оно западное. Неловко подражает западные образцы, но не достигает их.

Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лгу, что он нормально функционирует, и заманивает в магистратурах все подряд, загоняет в них даже докторах наук, абсурдный образом понижая их квалификация.

Мы лгу против истины, когда в угоде непродуманных рейтингов и в погоне за копеечные баллами пишут псевдостатие и квазимонографию . Лжет, списывая у самого себя научные результаты, полученный в том счастливом добумажной эпохе, когда у нас еще было время подумать. Лжет, второпях списывая у другого, и лжет, что «Антиплагиат» защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжет, что размещение в «еБиблиотеке» эквивалентна научная известность. Лгу, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустовом ложе замусоренных канцеляризмов диссертаций , Лгу в экспертизах, потворствуя бездарный или наспех сделанные работы из-за страх не угодить вышестоящий или из сочувствия к таким же , как мы, замученный. Лжем, что все академики - это академики, а профессора и доценты - поголовно профессора и доценты.

И вся эта частный, личный, мелкие неправды сливается в одну огромном, губительной лжи - недоделанный, неоригинальный, списанный-переписанная-недописанная недонаука.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулся от лжи, а глаза ужасно косит, но мы весь лжет, лжет, лжет.

Ложь наказуема - и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. Девальвация знания

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематические знания. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается.
Образованность подменяется дипломированность, профессионализм - умение устроиться и приспособиться.

Обесценивание знания и просвещение имеет серьезный материальные основания - сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущих выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления : безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чаше обесценивания отечественного образования упал придание ему статус УСЛУГИ , что уравнял учитель, преподаватель с продавцом, официант, домработница, маникюрша, банщик, прачка, мусорщик. Сделать это мог только враг российского образования, а значит - и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

Поднять значимость образования - значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру - нельзя выжить.

5. Душевное нездоровье

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумие, лживость, лицемерие.
Страх господствует в системе российского образования - вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого .

Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианин. Страх перед очередной бумажными кампаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестал быть оплоты свободомыслие, столь необходимый любой здоровое общество. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие . В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы - существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие , еще советские, профилактории. Да что профсоюзы - у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предает, не заступается, уступает произвол. Но трусливый не может быть учитель, не годится в воспитателях. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаю о часах, зарплаты, рейтинги, бумаги, реакция начальство. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон наше некогда светлые умы , приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимые нами полунаука, мелочность намерение, фрагментарность мышление, отсутствие подлинной цель.

О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник - лицемерие.
Истинность сказанного легко проверить - достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свой высокие кресла и поработать профессор или доцент в каком -нибудь славный губернском городе Н.

Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штуки пять-семь в неделе, разбавляя их таким же число семинаров - чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешних студентов . В своем удовольствии пописать - программа, ФОС, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними - научная статьями и монография, достойный хоть какой-нибудь цитирование. С энтузиазмом поруководить - аспиранты, подрабатывающие продавцы, и докторанты, читающий по-пять семь лекций в неделе, а в свободном время пишущие всем то же программа и отчеты . А еще лучше - делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито - для чистоты эксперимента.

* * *

Я только сформулировали проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большая система, которая именуется государство. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование. Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. НЕт Успехи? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает ПРЕСТИЖ? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае , если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей , на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук,
профессор, профессор кафедры философии и методологии науки
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Афанасьева Вера Владимировна

спалились, информация к размышлению, цыфирь, школа, образование, маразм крепчал, прогноз

Previous post Next post
Up