ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ МГИМО.
ПРОБЛЕМА:
Киберсоциализации имеет ряд негативных последствий ( «уход» в виртуальный мир, трансляция ложных ценностей и идеалов и т.д.). При этом сам процесс киберсоциализации неизбежен в связи с растущей популярностью социальных сетей, особенно в студенческой среде.
ЦЕЛЬ:
определить степень влияния социальной сети Instagram на процесс становления личности студента МГИМО.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: студенты МГИМО
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: отношение студентов к приложению Instagram
АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы заключается в том, что в современном мире все большую роль начинает играть Интернет. Он значительно расширяет наши возможности - особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто «убивают» в них время. Без сомнения наиболее активной частью этого процесса является молодежь.
На сегодняшний день основным каналом трансляции ценностей и идеалов молодежи являются именно социальные сети. Они помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации»; одобрение группы «фолловеров» становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом».
Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации - семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников.
В данном социологическом исследовании я решила рассмотреть влияние социальной сети Instagram, которая крайне популярна в студенческой среде МГИМО, на процесс социализации студентов.
Приложение Instagram стало доступно для скачивания в октябре 2010 года. Уже в феврале 2011 сервис перешагнул порог в два миллиона пользователей, а в октябре 2011, спустя год после старта, количество пользователей Instagram было уже 12 миллионов. В апреле 2012 приложение приобрела крупнейшая социальная сеть Facebook за $1 миллиард1(!). Это беспрецедентный успех.
Именно поэтому так важно и интересно исследовать этот молодой и фантастически успешный феномен.
ГИПОТЕЗА данного исследования такова:
Социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений и уходят на второй план классические институты социализации (семья, школа, круг друзей).
В зависимости от принадлежности студентов к той или иной социально-статусной группе и от восприятия сети Instagram, предполагается разделение студенческой среды на две группы: те, для которых эта социальная сеть - престижный способ самоутвердиться (группа А), и те, которые негативно оценивают влияние Instagram, как транслятора ложных ценностей и идеалов (группа В).
РАБОЧИЕ ВОПРОСЫ:
· Каковы истоки популярности социальной сети Instagram?
· Как часто студенты МГИМО пользуются этим предложением?
· С какой целью студенты посещают эту социальную сеть?
· Как пользователи приложения используют возможность творения персоны (“self-image”)?
· Помогают ли социальные сети в организации досуга молодёжи?
· Считает ли современная молодёжь общение в сети достойной заменой реальному общению?
· Какие социальные нормы и ценности распространены в сети Instagram?
· Каким образом нормы и ценности распространенные в социальных сетях влияют/соотносятся с общепринятыми?
ЛИТЕРАТУРА:
Степень изученности вопроса крайне низка. Instagram существует чуть больше трех лет, и за это время (если не считать единичные публикации в виде статей или мнений в интернет-блогах) не было проведено ни одного крупного исследования по данной проблеме.
Тем не менее такой феномен, как социальные сети, изучен в достаточной степени, по этому в ходе работы можно обратиться к ряду работ, посвященных этому явлению. Например, исследование Елены Баткаевой «Роль социальных сетей в социализации молодежи», статья И.А. Евина и Т.Ф. Хабибуллина «Социальные сети» и прочие статьи по данному вопросу.
ТЕОРИЯ:
Средствами одной парадигмы или одного типа парадигм все исследовательские проблемы решить невозможно, поэтому я решила остановиться на трех.
Их преимущество в том, что они интерпретируют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. Эти теории трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.
Теория социализации
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я", которое Ч. Кули назвал "зеркальным Я". Другие люди - это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию "зеркального Я", Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.2
Теория социального обмена - научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и в свою очередь совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага - знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п.
В работе «Социальное поведение: его элементарные формы» Хоманс сформулировал пять положений, объясняющих индивидуальное поведение стремлением к поддержанию социального обмена:
· чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он/она стремится совершать это действие;
· если какой-либо стимул привел к действию, которое было вознаграждено, то при повторении такого стимула индивид будет стремиться повторить соответствующее действие;
· чем более ценным является для индивида определенный результат действия, тем сильнее он/она будет стремиться совершить действие, направленное на достижение этого результата;
· чем чаще в прошлом индивид получал определенное вознаграждение, тем менее ценным будет для него/нее повторение такого вознаграждения;
· если индивид не получает ожидаемого вознаграждения, то он/она стремится совершить демонстративно агрессивное действие, и результат такого действия становится для него (нее) более ценным, чем не полученное вознаграждение; если индивид получает вознаграждение сверх ожидаемого, то он/она стремится совершить демонстративно лояльное действие, и результат такого действия становится для него/нее более ценным.
Поскольку индивиды стремятся поддерживать, постоянно возобновлять те взаимодействия, которые приносят выгоды, и избегать невыгодных взаимодействий, формируются устойчивые межиндивидуальные связи - структуры обмена.3
Теория структуры личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности, пытающихся не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
Для исследования нам понадобится гуманистическая теория личности. Ее сторонники в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.4
МЕТОДИКА:
Опрос (анкетирование). Целевая выборка.
Генеральная совокупность: исходя из целей исследования, в качестве предполагаемых объектов выделим следующие группы:
1. Студенты МГИМО зарегистрированные в социальной сети Instagram;
2. Студенты МГИМО не зарегистрированные в социальной сети Instagram.
Разделение всей совокупности студентов МГИМО на вышеуказанные группы, предполагает сравнительный анализ «традиционной социализации» и «киберсоциализации», что позволит выявить степень влияния социальных сетей, а в частности социальной сети Instagram, на процесс становления личности студента МГИМО.
Статистические данные по генеральной совокупности:
· По данным 2012 года в МГИМО обучается около 6000 студентов 5;
· В социальных сетях зарегистрировано подавляющее большинство студентов и выпускников МГИМО. Так на официальную группу МГИМО в социальной сети Вконтакте подписано 11 212 человек 6;
· Большинство студентов, которые пользуются социальной сетью Instagram, имеют личный/семейный достаток выше среднего. Это связано с тем, что социальная сеть Instagram первоначально была задумана как приложение на телефоны Iphone, что автоматически ограничивало целевую аудиторию критерием дохода. В последнее время наблюдается процесс адаптации данной социальной сети для людей среднего класса;
· В августе 2012 года каждую секунду в Instagram ставилось 575 лайков и добавлялся 81 комментарий. На Instagram пользователи проводили в среднем 257 минут в месяц. К концу февраля 2013 года Instagram объявил о 100 миллионах активных пользователей. 7
Наиболее важные для достижения цели исследования группы
Студенты I курса, которые зарегистрированы в Instagram. Выбор данной группы обоснован тем, что поступление в университет - это важный этап в жизни каждого человека. Более того, высшее учебное заведение выступает в роли одного из базовых институтов социализации человека. На этом жизненном этапе, который в какой-то мере можно считать переломным, очень важна правильная трансляция ценностей и идеалов, что с распространением социальных сетей, довольно непростая задача.
Студенты I курса, которые не зарегистрированы в Instagram. Эта группы не подвержена влиянию социальной сети Instagram. Следовательно, ее исследование позволит оценить степень влияния Instagram на первую группу.
Студенты III курса, зарегистрированные в Instagram. К III курсу студент успевает проникнуться духом студенческой жизни и стать настоящим студентом. В то же время у него достаточно времени, чтобы проводить его в социальных сетях, в том числе и в Instagram. Изучение данной группы покажет насколько сильно влияние социальной сети Instagram на уже состоявшегося студента.
Студенты III курса, не зарегистрированные в Instagram. Выбор этой группы обоснован теми же мотивами, что и выбор группы №2 (Студенты I курса, которые не зарегистрированы в Instagram)
Студенты IV курса отделения Связи с общественностью. Одногруппники, заинтересованные в выполнении данного задания, вряд ли откажут своему коллеге J
Все остальные группы не представляют интерес, т.к.:
- образ мышления первокурсника и второкурсника не столь разительно отличается;
- IV курс, как правило, слишком занят написанием диплома, подготовкой к государственным экзаменам и выпускному, чтобы посвящать свое свободное время социальной сети Instagram;
- Студенты, проходящие магистерскую программу, не входят в студенческую среду МГИМО. Это отдельный коллектив взрослых людей, с четкими жизненными установками. Их социальные ценности в большинстве своем сформированы и социальная сеть Instagram не может оказать на них значимое влияние.
Объем выборочной совокупности
В исследовании предполагается участие студентов I и III курсов с факультетов международных отношений, международных экономических отношений, международной журналистики, политологии, международного бизнеса и делового администрирования, международно-правового факультета, международного института управления, международного института энергетической политики и дипломатии.
Предположительное соотношение между двумя группами (зарегистрированные / незарегистрированные в сети Instagram) - 2/1.
Планируется опросить 190 человек:
ü 80 студентов I курса (по 10 представителей каждого факультета)
ü 80 студентов III курса (по 10 представителей каждого факультета)
ü 30 человек IV курса отделения Связи с общественностью
ССЫЛКИ:
1
http://4pda.ru/2012/04/09/593182
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.testent.ru%2Fload%2F0-0-0-2113-20&ei=MFmwUonnIZP64QTUrIA4&usg=AFQjCNHOOlOVbcx1QjLjkLzzWQiYutzQ5A&sig2=2zGb2vHv52MdGPyAHJ7kPg&bvm=bv.57967247,d.bGE3
http://www.univer5.ru/sotsiologiya/paradigmyi-v-sotsiologii/Page-5.html4
http://www.syntone.ru/library/psychology_dict.php?term=tjeorii_lichnosti&print_version=true5
http://www.mgimo.ru/about/common/6
http://vk.com/mgimo7
http://stop-news.com/3511-instagram-samyy-bystryy-rost-interesa-v-mire-informacii.html СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Instagram Company Statistics.
http://www.statisticbrain.com/instagram-company-statistics/2. Instagram: Pictures or Popularity?
http://www.technologyteaches.com/1/post/2013/02/instagram-pictures-or-popularity.html3. Instagram Research You Need [7 Charts]
http://heidicohen.com/thinking-inside-the-instagram-square-charts/4. Instagram surpasses Twitter: study
http://www.sitepronews.com/2012/09/28/instagram-surpasses-twitter-study/5. Instagram - самая депрессивная социальная сеть
http://www.factroom.ru/facts/384226. Все о программе Инстаграм
http://instagrama.ru/7. Елена Баткаева. Исследование «Роль социальных сетей в социализации молодежи»
http://www.pareto-center.ru/smi-59.html8. И.А. Евин, Т.Ф. Хабибуллин. Статья «Социальные сети»
http://spkurdyumov.narod.ru/evinhabib.htm9. Социальные сети в 2011 году: исследование comScore
http://www.cossa.ru/articles/149/11382/ P.S. Более развернутый и иллюстрированный план исследования, а также образец анкеты, можно найти, нажав на кнопочку