«-Гюльчатай, открой страничку, а?» или потеря личности в социальных сетях. Эссе Середы Ирины.

Dec 19, 2012 22:55


Когда в 2003 году Марк Цукерберг запустил черновой вариант того, что в последующем стало мировым феноменом, повседневная жизнь людей, их социальное взаимодействие, привычные способы коммуникации резко поменялись.

Изначально Facebook задумывался как Интернет площадка для студентов Гарвардского университета, предназначенная для обмена информацией: Цукерберг предложил простой и удобный способ обмениваться новостями друг о друге. Социальные сети дали нам возможность быть в курсе жизни друзей, расширить свои социальные контакты, «добавить в друзья» даже людей, которых мы никогда не встречали.

Личность пользователя сети стала объектом многих исследований: кто-то пытался понять, есть ли что-то общее между личностью он-лайн и личностью офф-лайн, кто-то выяснял, влияет ли личность пользователя Интернет на манеру использования социальных сетей.

Становясь пользователем социальной сети, человек становится членом большой семьи, и, на его взгляд, немаловажным членом. Формируется социальная идентичность, осознается своя принадлежность к большой социальной группе. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи. [1]

Кризис идентичности - утрата человеком представления о своем месте в обществе, о своей самоценности. Автором термина является американский психолог, профессор Гарвардского университета Эрик Эриксон.

Занимаясь исследованием «военных неврозов» у моряков-подводников, профессор выявил различие между существующим социальным статусом человека и требованиями изменившейся ситуации. Человек неспособен принять новую роль, обусловленную ситуацией, неадекватно оценивает себя, утрачивает чувство перспективы, становится пессимистичен, пассивен, порой даже агрессивен.  [2]

Поднятая мною тема лежит в области социологии, посвящена изучению социологии личности. Тема еще мало изучена, так как социальные сети появились только около десяти лет назад. Их пагубное влияние на человека стало проявляться только в последние годы.

Социальные сети для миллионов людей стали той социокультурной средой, в которой происходит усвоение социальных ценностей и норм. В социальных сетях «в ходе коммуникативных практик, осуществляемых на регулярной основе, участники сообщества выстраивают коллективную идентичность. Присутствие индивидуума в Интернет-сообществе без внешних, телесных признаков (зачастую анонимно) ограничивает у человека возможности презентации себя в Интернете, поскольку он может быть представлен только через информацию. С этим же связана и концентрированность процессов межличностного взаимодействия во времени». [3]

Погружаясь в социальные сети, человек теряет свое Я, свою самооценку.  Психологи считают, что социальные сети вызывают у пользователей желание сформировать образ идеального себя. Люди создают неких «Франкенштейнов», свои виртуальные копии, которые порой становятся самостоятельным существом.

Существом довольно-таки глупым, потому что формат социальных сетей располагает к обмену банальной простой информацией. Мир сети Интернет нереален, но заставляет думать всех пользователей, что жизнь, которой они живут, используя социальные веб-ресурсы, самая настоящая. Огромное значение для пользователей социальных сетей приобретает мнение окружающих о них. Каждый пытается угодить он-лайн друзьям, публикуя модные картинки и красивые цитаты.

Верным становится мнение, что изменяя профиль в Facebook’е, ты изменяешь собственную личность. Вечно находящийся в депрессии и малообщительный юноша перед своими друзьями в Интернет-сообществе может превратиться в настоящего балагура. Веселые розыгрыши, смешные статусы, постоянное общение - то, что ему не удается воплотить в реальной жизни, он воплощает в виртуальной. [4]

Если в социальной сети индивид выстроил себе образ умного, веселого, привлекательного человека, а в реальной жизни он таковым не является, то наибольшей ценностью для него обладает жизнь виртуальная. Индивид стремится заменить действительность «сетевым суррогатом». [5]

Зарождается новая культура «реальной виртуальности», такая специфика электронно-коммуникационной системы, при которой настолько достоверно имитируется действительность на экранах, что люди начинают считать электронные имиджи более важными для себя, чем то, что они видят в повседневном окружении.

Это может привести к некоторым отрицательным эффектам, например, таким как  информационные перегрузки, технострессы, Интернет-зависимость, идентификация себя с кибер-персонажем, стремление к эскапизму. [6]

Зависимый от компьютера и социальных сетей, человек утрачивает социальные навыки. Виртуальное общение заменяет общение живое, глаза отвыкают смотреть в другие глаза, привыкают к излучению монитора. Исчезает язык жестов, мимика больше не имеет никакого смысла, а сообщение без смайлика может быть расценено как измена.

Активно пользуешься социальными сетями - плохо, не пользуешься - тоже. Может, даже хуже... Немецкий психолог Кристоф Мёллер предположил, что отсутствие аккаунта в социальной сети может быть первичным признаком асоциального характера личности человека.

Психолог обратил внимание на тот факт, что у норвежского террориста Андерса Брейвика и у 24-летнего Джеймса Холмса, который устроил расстрел зрителей в кинотеатре американского города Аврора, не было профиля в Facebook. На основании данного факта эксперт выстраивает целую теорию относительно личностей маньяков, которые отметились массовыми убийствами в разных странах.

Работодатели зачастую тоже проводят предварительный скрининг кандидатов на занимаемую должность, обращая внимание на ту информацию, которую человек публикует в социальной сети. Если у него вообще нет профиля, то такие кандидатуры даже не рассматривают. Считается, что такой человек или что-то скрывает, или просто не имеет друзей, то есть асоциален. [7]

Социальные сети, на мой взгляд, можно назвать новым вызовом нашему поколению. Они вызывают зависимость, «засасывают» людей, заставляют их жить чем-то нереальным, точнее, виртуальным. Мне кажется, или похоже на искусственный отбор? Выстоит только сильнейший. Только человек, не зависящий от  социальных сетей, сможет вырасти социально приспособленным, сможет получить хорошее образование, создать семью, развиваться духовно.

Какой ответ мы можем придумать на этот вызов? Возрастное ограничение в Интернете? Блокировка подобных Интернет-ресурсов в офисах и учебных заведениях? Или стоит изначально учить детей дружить, не нажимая на кнопку «добавить в друзья», любить, не меняя статус «семейное положение», учиться, читая не публичные страницы, а учебники?

О какой страшной деградации общества мы говорим, если ребенка надо заставлять выйти на улицу погонять мяч, если сами мы боимся окружающих людей, предпочитаем скорее укрыться дома с ноутбуком и открыть в браузере заветные вкладки?

Стыдно признавать, но почти каждый из нас, просыпаясь утром, не бежит чистить зубы, наливать кофе. Нет, мы не любуемся восходящим солнцем, не радуемся новому дню, мы бежим к своим гаджетам, чтобы обновить ленту Twitter’а, посмотреть новости ВКонтакте, проверить статусы на Facebook’е.

Пока признавать такое стыдно, но только пока, когда все эти Интернет-сервисы не стали чем-то естественным и неотъемлемым. А через 20 лет, например, аккаунт в Facebook’е человеку будет заводить акушерка, принявшая роды. И первый статус будет такой: «АААААААА!». Это будет значить: я закричал, мои легкие расправились, я буду жить. Многочисленные родственники, друзья и соседи тут же начнут добавлять малыша в друзья. Начнется жизнь нового «профиля» во всепоглощающих социальных сетях…




Список использованной литературы и источников

1.     Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 336 с.

2.     Дж. Марголис Личность и сознание. Перспективы нередуктивного материализма. - М.: «Прогресс», 1986. - 447 с.

3.     Е.Г. Злобина Общение как фактор развития личности. - Киев: «Наукова Думка», 1982

4.     Психолог: люди без аккаунтов в соцсети могут оказаться маньяками http://rus.ruvr.ru/2012_08_03/Psiholog-ljudi-bez-akkauna-v-socseti-mogut-okazatsja-manjakami/

5.     Д.Н.Березкина Социальные сети: влияние на личность и общество http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1584.pdf

6.     Влияние социальных сетей на личность http://www.portal-credo.ru/site/?act=part&id=38

7.     Социализация личности в социальных сетях http://journal-discussion.ru/obsudit/163-socializacija-lichnosti-v-socialnyh-setjah.html

8.     Идентичность http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/IDENTICHNOST.html

9.     Кризис идентичности

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/412/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81

10.  Social network: personalità digitale e stili di affiliazione http://brainfactor.it/index.php?option=com_content&view=article&id=623:social-network-e-personalita&catid=23:psicologia-sociale&Itemid=3

[1] Идентичность http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/IDENTICHNOST.html

[2] Кризис идентичности http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/412/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81

[3] Социализация личности в социальных сетях http://journal-discussion.ru/obsudit/163-socializacija-lichnosti-v-socialnyh-setjah.html

[4] Влияние социальных сетей на личность http://www.portal-credo.ru/site/?act=part&id=38

[5] Там же

[6] Д.Н.Березкина Социальные сети: влияние на личность и общество http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1584.pdf

[7] Психолог: люди без аккаунтов в соцсети могут оказаться маньяками http://rus.ruvr.ru/2012_08_03/Psiholog-ljudi-bez-akkauna-v-socseti-mogut-okazatsja-manjakami/

личность, психология, интернет, социальные сети

Previous post Next post
Up