Эссе Анны Ступеньковой, 4 МЖ, 1 ак.гр.

May 17, 2012 01:52


Информация как развлечение: скушай, детка, пирожок

В 80-е очередь стояла за сосисками, в 90-е - в McDonalds, а сейчас - в планетарии и экспериментальные музеи. Что случилось, люди наконец-то наелись? Да нет, просто теперь им предлагают другое блюдо. Знание.



А началось все в 80-х годах прошлого века, когда рейтинги американских информационных программ неожиданно стали падать. Редакторы и продюсеры схватились за головы, и в этот критический момент всех спас гений, который удачно соединил два слова - information и entertainment. Гений, впрочем, как и во многих случаях, остался безымянным, а вот инфотейнмент получил широкое признание. Правда, сначала не у зрителей, а у...рекламодателей. Но обо всем по порядку.

Как инфотейнмент изменил подачу информации?

Во-первых, новость стала историей. Не в том смысле, что о фараонах и Второй мировой. Просто в основу сюжета легло максимально упрощенное повествование, а в канву рассказа добавились отношение журналиста и различные интересные и цепляющие детали.

Во-вторых, значительно уменьшилось количество официальных новостей - в пользу социальных, культурных и «из жизни». То есть, наряду с визитом одного президента в гости к другому в программе вполне мог появиться и фараон - если, конечно, его недавно откопала группа ученых, а он взял да и восстал.

В-третьих, программе добавили изобразительности, включив в него картинку, графику, эффектную съемку. Один американский канал договорился с пресс-службой городской полиции, чтобы получать экстренные сообщения о преследовании преступников органами правопорядка, и арендовал вертолет, чтобы с воздуха снимать погоню. Рейтинг передачи зашкалил!

И, конечно, нельзя забывать про повтор: основная идея новости звучит, по меньшей мере, два раза в течение сюжета. А то и три - когда диктор делает подводку к репортажу.

Что же, в итоге, получается? А получается - wait for it - практически рекламное сообщение (конечно, мы говорим сейчас не о содержании, а о форме). История с четким посылом, повторяющейся главной мыслью, яркой картинкой, создающая ощущение «коммуникации со зрителем» - разве все это не характеристики удачной рекламы? Информационно-развлекательные программы, благодаря своей структуре, «готовят» умы зрителей к наилучшему восприятию рекламного блока. По сути, им даже не надо перестраиваться- на той же волне, что было рассказано про демонстрации в Египте и конкурс красоты в доме престарелых, те же милые девушки и юноши перечислят все прелести зубной пасты и супчика из пакетика.
Появление инфотейнмента часто объясняют запросами аудитории, которая «устала» от серьезных новостей. Но создается впечатление, что сначала появились запросы корпораций. В 1955 году экономист Виктор Лебов предложил «концепцию нарастающего потребления», которая фактически стала основой американской экономики: «Наша чрезвычайно продуктивная экономика … требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни, чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы»(1). И довольно значимое место в этой концепции отводилось рекламе. Однако, согласно маркетинговым исследованиям, изначально отношение к ней было скорее негативным. Развлекательный элемент, который со временем становился все более доминирующим в новостных программах, помог сформировать привычку к восприятию намеренно упрощенной и эмоционально насыщенной информации; так сказать, «погасить» протест, который рождался в «слишком» интеллектуальном для рекламы уме. Конечно, программы прежнего толка продолжали свое существование, но низкие рейтинги довольно быстро привели к их закрытию: возвращаясь после тяжелого рабочего дня, люди предпочитали расслабляться перед телевизором, а не напрягать мозги. По определению М.Маклюэна, «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» (3). В точку. И сложно найти лучшее объяснение этого явления, чем дал Гессе в книге «Игра в бисер»: «Те люди с их детскими головоломками и образовательными статьями вовсе не были ни простодушными младенцами, ни легкомысленными феаками, нет, они жили в постоянном страхе среди политических, экономических и моральных волнений и потрясений, вели ужасные войны, в том числе гражданские, и их игры были не просто бессмысленным ребячеством, а отвечали глубокой потребности закрыть глаза и убежать от нерешенных проблем и страшных предчувствий гибели в как можно более безобидный фиктивный мир». Э.Тоффлер назвал подобное состояние «футурошоком», многие другие исследователи - «эскейпизмом», но суть остается одна. Homo televizus просто не в силах справиться с информационным потоком, который с масштабами глобализации и развитием науки становится все больше, и предпочитает элементарно о нем не знать. И объясняет то, что смотрит «Дом-2», а не канал «Культура», обычной усталостью. Да, .устает человек. Каждый день устает. И времени (а точнее - просто умственной возможности) не хватает на то, чтобы заняться чем-то интеллектуальным.

Таким образом, инфотейнмент послужил отправной платформой для создания целого «парка развлечений» - игрового медиа-контента. Не случайно именно с 80-х началась эра невероятной популярности реалити- и ток-шоу. Аудитория разучилась воспринимать сложные сообщения, вернувшись практически в период детства. Вот оно: сказка - та же история, игра - способ познания мира. Детская наивность, доверчивость и внушаемость прилагаются. И используя такие приемы, рекламисты и журналисты добиваются потрясающих результатов: с каждым годом объемы потребления все возрастают, и все большее число людей попадает под влияние развлекательного ТВ.

Сделаем небольшое отступление в духе инфотейнмента и приведем занимательный факт. В те времена, когда «гуглить» еще не было синонимом «узнать», а почитать можно было разве что берестяную грамоту (да и многим, дай бог, буквы бы разобрать), был свой способ получать информацию. За занимательными историями отправлялись к баюнам и сказителям, за сплетнями и слухами - к соседям (=к любым людям такого же сословия), за советами и приметами - к старожилам. А вот чтобы стать обладателем квалифицированных знаний, необходимо было пойти учеником к кузнецу, гончару или писарю. В какой-то момент стало понятно, что этот круг слишком ограничен, и необходима образовательная система для всех.

История, конечно, циклична, и мне этот эпизод из жизни Древней Руси чем-то напомнил то, что произошло в итоге с инфотейнментом. Появилась потребность - не у всех, но все же - не просто воспринимать, но и понимать, что ты воспринимаешь. Часть сознательной аудитории - что важно, молодой (которая с пришествием интернета сама стала определять, что смотреть) - в один момент сказала: баста, хватит! Нам нужна не просто информация (от соседок и баюнов), нам нужно знание. В этот момент на сцене появился эдьютейнмент, смесь развлечения с образованием. Это канал «Discovery», игра «Что? Где? Когда?», планетарий и открытые лекции. Конечно, это не возвращение к истокам научной мысли, когда могли появиться такие гении, как, например, Леонардо, но уже выход на верный путь. Эдьютейнмент отвечает потребности не только в знаниях, но и в общении, принадлежности, самоактуализации - то, чего так не хватает современному человеку, все больше погружающемуся в виртуальный мир. Но все же хочется, чтобы окончание -тейнмент все же постепенно уходило из слова education. Конечно, классно, что можно узнать и о моде при дворе Елизаветы, и о теории струн, и о миграции осетровых. Проблема в том, что развлечение так и останется развлечением, максимум - забавным фактом, которым можно поделиться с друзьями. Этим отличается эрудированный человек от образованного, так же, как эдьютейнмент от настоящего образования. Первое воспринимает информацию исключительно как ограниченный набор сведений, второе заставляет ставить и задавать вопросы - к миру и, самое главное, к себе. В одной из крупных фирм при приеме на работу соискателей просят обежать вокруг стула. Казалось бы, что проще - встать и сделать? Однако преимущество отдают тем кандидатам, кто задал вопрос «Зачем?». Хорошо, что с появлением интернета появилась альтернатива «черному ящику». Хорошо, что, несмотря на продолжающееся развитие инфотейнмента, появился и эдьютейнмент.

Но все же давайте не будем бегать вокруг стула. Жизнь слишком интересна, чтобы так ее упрощать.


  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE-%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0#cite_note-3

  2. Living with ambivalence. Attitudes to advertising in postmodern times (Stephanie O’Donohoe )

  3. http://www.library.cjes.org/online/?a=con&b_id=205&c_id=1557

  4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-397587.html

  5. Г.Гессе "Игра в бисер"


образование, информационное общество, медиа

Previous post Next post
Up