Эссе Пинтус Юлии, 4 МЖ(СО) 6 гр.

Dec 31, 2011 18:23

Почему ты выбираешь подонков, детка?
Трансформация женственности и мужественности под действием гиперреальности.




Рано или поздно, по мере разрастания города, его наполнения и развития,он становится не просто крупным центром, а невероятным по своей широте и размаху, наводненным миллионами чужеземцев мегаполисом. В этот момент перерождения его жизнь перестает быть совокупностью судеб горожан, его жизнь - это судьба отдельного и вполне определенного существа.И тогда жители мегаполиса вынуждены подчинятся тем правилом, что установлены в его пределах.И тогда человек становится марионеткой.


Однако сегодня, когда масскульт и общество потребления окончательно укрепились в своих позиция как социальные явления, процесс порабощения человека приобрел новый виток развития: наши мысли, чувства, ожидания навязываются образами гиперреальности. Вслед за Бодрийяром, я предположу, что ее источник - сменяющее друг друга однотипное и до боли банальное кино,столь популярные пустые книги и безвкусная поп-музыка, ограниченная примитивной рифмой. Иными словами, все то, что называют массовой культурой. Добавим к этому рецепту повальную одержимость брендами, неутолимую жажду покупать, накапливать, использовать и поймем, что же движет нашими поступками и желаниями.

Я утверждаю, что большинство наших чаяний было сформировано под действием образов гиперреальности, разрушающей основы реальности и таким образом разлагающей изнутри ту систему ценностей и представлений, что формировалась тысячелетиями до тех пор, пока человечество не пришло к эре постмодернизма, характеризующейся массовой культурой и обществом потребления. Мне ничего не остается, как попытаться доказать этот тезис, обратившись к столь актуальной и понятной всем теме - проблеме современных взаимоотношений мужчин и женщин, сузив ее до сложившейся сегодня в г. Москве проблемы невозможности построить сильные и здоровые отношения и, как следствие, крепкую и долговечную семью.

Для решения поставленной задачи, в первую очередь необходимо выяснить причину подобной ситуации. На мой взгляд, это возможно сделать, поняв, как жительницы столица себя воспринимают и с кем ассоциируют, т.е. как им видится эталон женственности. Самый простой и действенный способ - обратится к женскому образу в рекламе. Здесь стоит уточнить, что реклама отражает чаяния и надежны своей целевой аудитории. Иными словами, если герой рекламного сообщения не похож на потенциального покупателя, то рекламируемый товар никогда не будет куплен целевой аудиторией, т.к. ее представитель не ассоциирует себя с этим брендом. Таким образом, герой рекламного сообщения - это квинтэссенция представителя целевой аудитории, его образ и подобие.

На основе двух социологических исследований по г. Москве (Татьяны Пугачевой «Карта женского самовосприятия» 2003г 7, и Михаила Рюмина «Самовосприятие женщин» в 2004г8 ) мною был сделан вывод о том, что преимущественное число женщин в Москве самоидентифицирует себя следующим образом: независимая, властная, сильная соблазнительница.

Вставка.
В 2003 г. социолог Т.Пугачева провела исследование "Карта женского восприятия", основываясь на эксперименте американской фото-художницы Синди Шерман. В 1970 г. Синди Шерман представила вниманию публики серию своих фотографий Untitled Film Stills. Шерман фотографировала себя в различных образах, которые предлагают современной женщине кинематограф, реклама и другие виды массовой коммуникации. В какой-то момент, отсняв за несколько лет более 60 автопортретов, Шерман поняла, что стала повторяться.

Т. Пугачева отобрала наиболее яркие повторяющиеся образы, созданные Синди Шерман и протестировала их на 2000 москвичках в возрасте от 25 до 45 лет. Оказалось, что все множество социальных ролей, предлагаемых массовой коммуникацией, женщины делят на две группы. Критерием деления являются «зрители», которым эти роли предназначены.

Позднее, в 2004г. М.Рюмин провел исследование «Самовосприятие женщин».Было опрошено 1200 москвичек в возрасте 25-45 лет. Девушкам демонстрировали различные рекламные объявления и задавали следующие вопросы: «Если бы на этой фотографии были Вы, оставили бы Вы ее себе? Показали бы Вы ее своим родителям, друзьям, женщине, с которой Вы конкурируете и т.д.?». В итоги, лидером стал вот этот плакат:




Таким образом, женщина на плакате - это образ независимой и властной соблазнительницы, хозяйки своей судьбы. Интересно отметить, что рекламное сообщение, которое вызвало лишь раздражение и сразу же было отвергнуто большинством опрашиваемых, выглядит следующим образом:




Легко заметить, что два представленных образа являются прямой противоположностью друг друга. Если на первом плакате мы видим сильную и властную женщину, то на втором - женщина не имеет собственной воли, она в руках мужчины. При этом, мне бы хотелось заметить, что несмотря на диаметральную противоположность двух образов, они ни что иное, как две стороны одной медали - образа блудницы. В них нет ни капли аллюзии на образ матери или же на образ верной и добродетельной женщины.

Итак, на основе представленных исследований, возможно предположить, что (в концентрированном виде) жительница Москвы самоидентифицируют себя как независимую, сильную, властную соблазнительницу. Однако не напоминает ли вам этот образ то, что мы видим в каждом популярном фильме? Не воспевается ли подобное в модных журналах и легком чтиве? И сколько раз вы видели этих женщин в современных мультфильмах, будь то сказка о прекрасной Рапунцель или же об ужасном тролле Шреке?

На мой взгляд, очевидно, что этот образ пришел из вне, а не стал результатом собственных умозаключений и размышлений. Этот образ навязан не чем иным, как гиперреальностью. При этом он представляет собой симулякр, то есть его невозможно воплотить в жизнь, так как он не имеет реальной основы. Таким образом, мы приходим к первому парадоксу: нереальные образы, не способные притвориться в жизнь, возобладали в сознании вполне реальных женщин. Иными словами, мы пытаемся засунуть кубик в форму для шара, что априори обречено на неудачу.

Теперь я предлагаю посмотреть на описанный образ несколько иначе. Для начала определим, что же из себя представляет понятие женственность.

Вставка. Женственность




Википедия
Женственность (фемининность) - этическая категория, означающая совокупность качеств, ожидаемых от женщины, таких как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, что вызывает в мужчине желание оберегать и защищать женщину.

Большой толковый социологический словарь 2001г Д.Дэвид и Джери Дж.
Женственность (feminity) - характеристики, связанные с женским полом. Историческое (зачастую маскулинистское) исследование женственности выделяет следующие черты: пассивность, отзывчивость, мягкость и поглощенность материнством.

Легко заметить, что тот образ, с которым самоидентифицировали себя опрашиваемые, полностью разнится с определением женственности. Но в таком случаи, откуда он взялся и какова его природа?

Для ответа на этот вопрос обратимся к образам Библии. В священной книге представлено три крупных и значимых женских образа: верная помощница и утешительница мужа (Ева), мать (Мария) и наконец, противопоставленный им - образ блудницы. Именно последний и стал первоосновой для создания образа независимой и властной соблазнительницы.

Таким образом, образ блудницы, противный самой природе женственности и ставший ее полной противоположностью, сегодня насаживается в сознание современной женщины. Это приводит ко второму парадоксу: осознанно соглашаясь и следуя образу "блудницы", женщины таким образом отрицают саму суть женственности и такие ее составляющие, как материнство и верность. Однако это, в свою очередь, приводит к подмене понятий, и в результате женственным становится то, что противоречит ей по определению. В итоге, сегодня мы наблюдаем трансформацию самой сути женственности.

Однако неизбежным следствием этих изменений должна стать трансформация сути мужественности, так как два этих понятия находятся в тесной взаимосвязи. Я полагаю, что сегодня присутствует тенденция к уродливому изменению мужественности до "гламурного подонка" и "брутального циника".

Таким образом, трансформации природы женщин и мужчин приводят к тому, что изменяется и основа отношений между ними: подсознательно женщины, облеченные в образ блудниц, ищут в спутники жизни свой мужской аналог, то есть тех мужчин, чьи поступки и жизненные ориентации вписываются в образ "подонка". Очевидно, что подобные союзы обречены на скоропостижный крах. Основываясь на этом тезисе, я предположу, что образы, навязанные гиперреальностью, приводят к разрушению фундаментальных основ реальности.

Однако возникает вопрос: почему образ соблазнительницы так притягателен для мужчин и женщин, если он подрывает саму суть первородных понятий женственности, мужественности, любви и семьи?

На мой взгляд, это объясняется двумя причинами. Во-первых, подобные стереотипы навязаны иллюзорным миром гиперральности, которая окружает каждого жителя большого города. Ежедневное соприкосновение с ее образами порождает уверенность в их незыблемости и правдивости. Во-вторых, отдаться этому образу значит выбрать правила игры и узаконить, придать порядок и понятность своей жизни. Эти иллюзии, как мантия судьи, снимают ответственность с подлинного, реального человека. Они притягательны, потому что идеальны, в них нет места сомнению. В конечном счете наличие маски становится правилом игры, позволяющей в итоге самоидентифицировать себя в окружающем мире.

Таким образом, мы приходим к третьему парадоксу: реальный человек самореализует себя через мир симулякров и симуляций.

Итак, что же мы имеет в сухом остатке?
Гиперреальность породила несуществующий женский образ, который невозможно воплотить в реальной жизни. Но стирание границ между реальностью и миром симулякров и симуляций заставляет женщин пытаться примерить этот образ и через него проявиться свою личность. Однако он противоречит сути женственности, а потому разрушает ее основу, трансформируя в нечто иное. В свою очередь изменение сути женственности приводят к изменению сути мужественности в силу взаимозависимости этих понятий. Трансформации мужского и женского начала неизбежно ведут к изменениям сути и принципам взаимоотношений между мужчинами и женщинами. При этом негативные трансформации каждого из гендерного слагаемого дают в сумме деструктивное изменение основы взаимоотношений.

Иными словами, марионетки гиперреальности, поклонники симулякров "блудницы" и "подонка" никогда не испытают большой и пламенной любви, никогда не увидят лица своих счастливых детей и никогда не поцелуют своих внуков. Мы променяли реальный мир на сомнительное удовольствие тотального одиночества.

Список литературы.
1. Жан Бодрийяр "Симулякры и симуляции"
http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml
2.Жан Бодрийяр "Соблазн"
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bodriy/index.php
3. А.Р. Усманова: парадоксы интерпретации. статья Путешествие по гиперреальности с Умберто Эко
http://yanko.lib.ru/books/cultur/usmanova-eco.htm#_Toc526164827
4. Статья "Гиперреальность" википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%EF%E5%F0%F0%E5%E0%EB%FC%ED%EE%F1%F2%FC
]http://en.wikipedia.org/wiki/Hyperreality
5.Статья "Женственность" в Большом толковом социологическом словаре 2001г Д.Дэвид и Джери Дж
http://voluntary.ru/dictionary/567/word/%C6%C5%CD%D1%D2%C2%C5%CD%CD%CE%D1%D2%DC
6. Статья "Женственность" википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
7.Исследование Татьяны Пугачевой "Карта женского самовосприятия", 2003г
http://p-marketing.ru/publications/general-questions/social-dynamics/karta-jenskogo-samovosprijatija
8. Исследование Михаила Рюмина "Женские образы в рекламе: самовосприятие женщин"
http://www.pmarketing.ru/publications/general-questions/customers-trends/woman-in-ad
9.Jean Baudrillard "Evil and Misfortune" / Chris Turner (translator)
http://www.egs.edu/faculty/jean-baudrillard/articles/evil-and-misfortune/
10. Jean Baudrillard "Disneyworld company"/ Liberation, march 4, 1996
http://www.ctheory.net/articles.aspx?id=158

поп-культура, мужчины и женщины, исследования, образ, blogberry award, bad guys, медиа

Previous post Next post
Up