Эссе Григорьевой Екатерины (4 МЖ СО, 6 акад. группа)

Dec 28, 2011 10:51

История, в которой Гитлер победил

Изображения ещё нет, есть только музыка - величественная, торжественная. Сначала ты даже не можешь понять, чем именно она так притягивает к себе. Лишь потом приходит осознание того, что это не обычное музыкальное сопровождение к фильму («для галочки», как мы привыкли сейчас, в кинематографе 21 века), а неотъемлемая часть его композиции, стержень картины. Под мажорные аккорды на экране появляется орёл - символ III рейха. Так начинается документальный фильм «Триумф воли» Лени Рифеншталь - ода нацистской Германии.





Фильм «Триумф воли» был снят по личному распоряжению Гитлера в 1935 году. Сама Рифеншталь определяет своё творение как «исторический документ» о съезде НСДАП в Нюрнберге, который проходил 4-10 сентября 1934 года. Это время действительно было знаковым для Германии, о чем и напоминают создатели в начале картины: «5 сентября Адольф Гитлер вылетел в Нюрнберг, чтобы встретиться со своими верными соратниками. Ровно через 20 лет после начала мировой войны. Через 16 лет после начала страданий немецкого народа. Через 19 месяцев после начала возрождения Германии». Сама конструкция фраз напоминает качественный трейлер, не правда ли? Разница лишь в задачах. Если «Триумф воли» пропагандирует нацистскую идеологию, то реклама в современных кинотеатрах - необходимость обязательно сходить на новую картину. Действительно, почему бы тоталитаризму общества массового потребления не взять пару уроков у настоящих мастеров своего дела?..

А у Лени Рифеншталь действительно есть чему поучиться. Классик документального кино, любимица фюрера, женщина, прожившая необыкновенную жизнь. После войны она процесс денацификации её оправдал. Любимый режиссёр Гитлера, в 71 год она влюбилась в съемки подводного мира настолько, что совершила потом более двух тысяч погружений. Также в 70-е годы она пересекла нубийскую пустыню, снимая повседневную жизнь местных племён. Сложно представить, что пропагандистка Третьего рейха №1 в послевоенные годы стала фанатом коралловых рифов и образа жизни жителей Африки. Женщина, которой заказывало работы всесильное министерство пропаганды в лице Йозефа Геббельса. Оправдывала ли она своё творчество в последующие годы? Сама Рифеншталь однажды признала: «Я никогда не опровергала того факта, что попала под влияние личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является виной или ослеплением» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Рифеншталь,_Лени)

В 1934 году «Триумф воли» справедливо мог бы именоваться блокбастером. Лично на меня операторская работа в этой картине производит куда большое впечатление, чем при просмотре большинства современных фильмов. Например, часть съёмок велась с самолёта, Нюрнберг 1934 года предстаёт перед зрителем с высоты птичьего полёта. В производстве было задействовано 30 камер и более 100 ассистентов. Логично, что этот фильм оказал огромное воздействие не только на документальный кинематограф, но и на всю мировую культуры в целом. Считается, что образы из «Триумфа воли» были использованы в таких картинах, как «Заводной апельсин» Кубрика, «Семнадцать мгновениях весны» Лиозновой и «Властелин колец» Джексона.

Конечно, чем бы ни занималась Рифеншталь по жизни, её прославил именно «Триумф воли». Не зря авторы известного британского издания The Economist в своей статье «hand-held history» однажды заметили, что именно этот фильм «закрепил за ней репутацию величайшей женщины-режиссёра 20 века» (it "sealed her reputation as the greatest female filmmaker of the 20th century.")

При первом просмотрел фильма невольно задаешься вопросом: «как всё это могло случиться в новейшей истории?» Почему десятки тысяч немцев в кадре с искренней радостью вскидывают правую руку в приветствии «Хайль Гитлер!» при виде фюрера? Как такое могло случиться в, казалось бы, цивилизованной Европе? Ведь нельзя подделать такую искреннюю радость, радость тотальную. Может, истинное значение слова «тоталитаризм» имеет отношение не столько к политологии, сколько к психологии?.. Почему фильму «Триумф воли», который сейчас однозначно считается пропагандистским, удалось оказать такое влияние на массовое сознание? Очевидно, что дело не в навороченных камерах и не в необычных ракурсах съемки. Списать успех фашизма на пропагандистскую машину легче всего - ведь тогда не надо оправдывать свои поступки, достаточно лишь свалить всю вину на всесильную идеологическую политику и дальше спать спокойно всю оставшуюся жизнь. Почему «Триумф воли» действительно можно рассматривать как шедевр с точки зрения не только мирового кинематографа, но и торжества массовой психологии?

Ещё Норберт Фрай в своей книге «Государство фюрера» писал, что «ярко выраженная склонность к театрализации придавала Третьему рейху черты теократического государства». Действительно, те же знаменитые ночные факельные шествия были действиями прежде всего не политического, а театрального и религиозного характера. Не зря каждый год 30 января, в годовщину государственного переворота, отряды штурмовиков маршировали через Бранденбургские ворота. Это были отлично срежисированные действия, целью которых было не искоренение религии, а её замена.

Безусловно, улица не была единственным рычагов влияния на сознание людей. Нужно было нечто большее, и дух времени сам подсказал правильный инструмент - им стал набирающий популярность кинематограф. Не секрет, что в 1930-е годы во время всемирного экономического кризиса резко выросло посещение кинотеатров. Всё большее и большее количество людей предпочитало убегать от действительности не с помощью алкоголя, а с помощью кино - зрелищного и эффектного.

«Триумф воли», наверное, один из немногих примеров, когда документальному фильму удалось отлично сыграть именно на религиозном чувстве в самом широком смысле этого слова. Воздействие действительно было очень сильным, потому что оно аппелировало к самому нутру человеческой натуры - к иррациональному, к биологической основе, и даже к мифу.

В фильме есть великолепная сцена, показывающая повседневную жизнь воспитанников лагеря Гитлерюгенда. Молодые красивые сильные тела ребят, которые обливают друг друга водой и смеются. В какой-то момент они собираются в круг и начинают совершать ритмичные движения, смысл которых непонятен. Кажется, словно они молятся некому Богу Солнца. Лишь потом становится понятным, что они играют, подкидывая человека. Конечно, этот эпизод - не единственная отсылка к мифу. Использование самолётов при производстве фильма помогло осуществлять съемки с неба. Невидимое противостояние земного и небесного является сквозной нитью фильма, некой вечной конфронтацией. Не зря в той же уже упомянутой мною статье в The Economist написано: «Фильм «Триумф воли» открывается сценой снисхождения Фюрера с небес, словно он Один, чтобы поприветствовать силу своих солдат» («Triumph of the Will opens with fuhrer descending from the clouds, like Odin, in his aeroplane to celebrate the bight of his troops»).

Привлекательность образа красивого сильного молодого тела - это тоже возврат к первоисточникам, о существовании которых мы не всегда подозреваем - они передались нам по наследству. Лени Рифеншталь удавалось настолько ярко использовать свой талант передачи силы и энергии через виртуальные образы, что даже фотографии представителей нубийского племени послужили причиной критики пропаганды эстетики фашизма. Сьюзан Зонтаг в своей статье «Магический фашизм» писала: «Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, созданный Лени Рифеншталь, возрождает некоторые большие темы нацистской идеологии: противопоставление чистого и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и темного» ( http://ru.wikipedia.org/wiki/Рифеншталь,_Лени).

Согласно классической психологии, структура личности человека состоит из трех слоев: поверхностный (для которого свойственны вежливость, сострадание, добродетельность), промежуточный (тот самый, который Фрейд называет «бессознательным» слоем - основанным на самых темных стремлениях человека к насилию) и самый глубокий элемент, так называемая биологическая основа. Вильгельм Райх в своей работе «Психология масс и фашизм» указывает на то, что фашизацию общества объясняет прежде всего первый и второй слой. Поверхностный потакает развитию национал-социализм из-за своей чрезмерной и даже преступной (а главное - лживой) толерантности и из-за своего неизменного желания во всем следовать общественным установкам, потому что «так правильно». Промежуточный слой, по мнению Райха, проецирует скрытые в нас бессознательные темные инстинкты на стремление следовать за фашистскими знамёнами.

Я не согласна с точкой зрения Райха, потому что считаю, что ответ на поставленный в моём эссе вопрос прежде всего кроется в биологической основе нашей личности. Тяжело признать, что люди адекватно реагировали на появление Фюрера не столько из-за неких «черных дыр» в своём сознании, сколько из-за своего искреннего, даже биологического желания следовать за ним.

Звучит умиротворённая музыка… Камера идёт снизу вверх и снимает фашистские знамёна, мирно свисающие из окон жителей Нюрнберга… Сейчас эти кадры вызывают в лучшем случае удивление, однако в 1934 году они воспринимались как норма. Конечно, все сцены массовой истерии по поводу приезда Гитлера в Нюрнбег - это не постановка, а абсолютно реальные кадры. Тем не менее, при просмотре фильма возникает острое чувство отречения от реальности, ухода от действительности. Кажется, что это всё несерьёзно, что это своего рода игра - иная, но вроде как контролируемая реальность.

И только затем ты осознаешь, что самое страшное в «Триумфе воли» - это не речи Гитлера, а неподдельные эмоции людей. И в какой-то момент ты понимаешь, что люди перестают воспринимать действительность на картинке как игру, потому что грани между реальным и условным очень размыты. Приходит понимание того, что встреча фюрера у самолёта с соблюдением всех ритуальных обрядов это перестаёт быть некой культурной игрой, потому что в ней нет перевоплощения. Для людей это всё очень серьёзно.

По сути, «Триумф воли» представляет собой такой застывший мир, окаменелую Вселенную, другую реальность. И пугают не войска СС, а мы сами. Такой редкий случай: игра перестала быть игрой, потому превратилась в действительность, которая и поглощает человека. Всё происходит по классическому закону гиперреальности: неспособность отличить реальность от фантазии доходит до фанатизма.

Сама Лени Рифеншталь однажды сказала, что в лице фюрера «весь народ узнаёт в нём самого себя» (Der Deutsche, 17.01.1935). Может, именно поэтому «Триумф воли» лично для меня всегда останется неким зеркалом, которое очень хорошо показывает размытость границ реального и условного в современном мире. Это такая альтернативная история, которая проходит где-то совсем рядом, в которой фашизм всегда побеждает и тебе хочется плакать, когда ты слышишь эти слова: «Вы - это Германия. Когда вы действуете, Германия действует вместе с вами». Иногда кажется, что до этого мира можно дотянуться рукой.

image Click to view



Список использованных источников:

1) Райх Вильгельм - «Психология масс и фашизм». М.: «Издательство АСТ», 2004.
2) Фрай Норберт -«Государство Фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия 1933-1945». Издательство «Российская политическая энциклопедия», 2009 год.
3)http://ru.wikipedia.org/wiki/Рифеншталь,_Лени
4) http://en.wikipedia.org/wiki/Triumph_of_the_Will
5) http://www.economist.com/node/2051630

миф, кино, пропаганда, политика, blogberry award, bad guys

Previous post Next post
Up