Эссе Сапуновой Александры, 4 МЖ (СО), 6 ак.гр.

Dec 28, 2011 09:18

Культ реальной Женщины

Обманчивая досягаемость и недостатки образов, которые нас восхищают.




Размышляя над темой для своей работы, я прокрутила в голове массу вариантов - от футбола до нацистской эстетики. Решила остановиться на том, что я, кажется, знаю лучше всего и не знаю вовсе. Английская писательница Агата Кристи говорила: «Женщины редко ошибаются в своих суждениях друг о друге». Возможно это правда, и я решила провести небольшой анализ.

Рассмотреть современный образ женщины, опираясь на пару достаточно ярких примеров. Этот образ сформирован многочисленными фильмами, сериалами, книгами и рекламными роликами. Далеко не идеальный. У этой женщины масса недостатков, проблемы с мужчинами, проблемы на работе. Она может выглядеть нелепо, смешно, попадать в глупые ситуации. Но она так притягательна и вызывает улыбку. На нее стремятся быть похожими. Почему?





Когда мы поняли, что идеальный и далекий образ Мэрилин Монро, Одри Хепберн  и других «богинь» прошлого века недостижим и начали создавать новый? А главное - что нас к этому подтолкнуло?

Ни для кого не секрет что современная массовая культура сильно искажает представления обо всем. Человеку всегда было трудно отделять хорошее от плохого, а теперь это становится почти невозможно. Вероятно, это отчасти и обуславливает стремление показать недостатки как достоинства.

Когда я начинаю задумываться об истоках, едва ли не в первую очередь на ум приходит сериал «Секс в большом городе». Да, он не единственный элемент, были еще и многие другие, но не стану кривить душой - я его большая поклонница. Возможно, еще и поэтому мне было любопытно проанализировать - что притягивает меня в нем? В героях, их образе жизни? Я не психолог, чтобы «копать» очень глубоко и не буду пытаться сыпать терминами. Ровным счетом ничего в этом не смыслю.

Но я, как и многие другие, вижу  в сериале определенные посылы для общества. Да, кто-то назовет его «попсой». Кто-то скажет, что он искусственный или обвинит в излишней провокативности, но нельзя умалить одно большое достоинство - он сильно перевернул сознание не только женщин, но и мужчин смотревших его.

Когда в 1998 году «Секс в большом городе» вышел на экраны, он стал шоком для многих. Прежде никогда разговоры на подобные темы так широко и так свободно не велись. А спустя несколько лет люди уже спешили дать 94-эпизодному сериалу статус культового и окрестить героиню Сары Джессики Паркер новой иконой. Это понятие включает в себя все - манеру поведения, стиль в одежде (мода, кстати, вообще играет далеко не последнюю роль в сериале), отношения с мужчинами и жизненные ценности.




Словом, переворот произошел по всем статьям, если можно так сказать. Здесь присутствует и еще одна любопытная деталь, о которой хочется сказать особо. Керри Брэдшоу (и, соответственно, сыгравшая ее Сара Джессика Паркер) вовсе не является эталонной красоткой, соответствующей всем параметрам. Но это большого значения не имеет, на это просто закрываются глаза. Не значит ли это, что общество открыло глаза на что-то другое - на то, что в современном мире внешность женщины уже не является главным критерием успеха? Разве это не качественный переворот в массовом сознании?

Но, несмотря на всю кажущуюся «неидеальность» этого образа женщины и его приближенность к жизни, тут кроется одно огромное противоречие. Обманчивость реальности, если можно так сказать. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы четко уяснить одно - главных героинь «Секса в большом городе» не может существовать в реальной жизни. Но не только потому, что их на самом деле вовсе не четверо, а одна. Американская писательница Кэндес Бушнелл, чья колонка легла в основу сериала, как-то призналась, что четыре девушки Керри, Саманта, Миранда и Шарлотта - это всего лишь части одного характера. Еще и потому что, они в определенном смысле гиперреальны. Они - проекция нового поколения с его запросами и желаниями. Даже город, в котором они живут, всем хорошо известный Нью-Йорк, с одной стороны настоящий, но с другой, он показан нам таким, каким на самом деле не является. Таким, каким видят его они.




Почти в каждом эпизоде Керри Брэдшоу в полный голос кричит: «Я не достаточно хороша!», но миллионы женщин по ту сторону экрана отчаянно желают хотя бы немного стать на нее похожими. Эта гиперреальность, которую мы видим, одновременно является отражением нас самих и не имеет с нами ничего общего. Мы стремимся к ней - покупаем такие же туфли, заказываем тот же коктейль, формируем у себя в голове образ, который хочется поддерживать. Но умом мы понимаем - нам никогда не достичь этой «неидеальной» жизни.
Впрочем, совсем не обязательно отсылаться к далеким 90-м годам, чтобы найти подтверждение моей идеи.

Пресловутые «Сумерки» являют собой даже более яркую иллюстрацию, нежели «Секс в большом городе». Главная героиня Белла Свон подчеркнуто и даже несколько нарочито не блещет ни умом, ни красотой, ни талантами, постоянно ошибается и иногда попадает в нелепые ситуации. Сама Стефани Майер, автор саги, называет свою героиню «average girl». Кажется, вот оно. Наконец-то мир увидел, что обычная девчонка становится героиней. Ведь, несмотря на отсутствие выдающихся данных и подчеркнутые недостатки, вокруг Беллы вьются завидные красавцы, отчаянно выбивая себе место рядом с ней. Кажется, Майер хочет показать всем неуклюжим и неуверенным в себе девушкам, что шанс есть всегда, даже если ты далеко не идеальна. Тут даже вырисовывается некая «антистереотипность». Мечта миллионов девочек по ту сторону экрана находит свое воплощение, и... снова эта обманчивая реальность.

Зрительницы могут сколько угодно ассоциировать себя с Беллой. Даже бывший президент по производству компании Paramount Pictures высказалась на эту тему следующим образом: «Думаю, каждая из нас может считать себя Беллой,  она очень близка нам и понятна, очень легко себя с ней отождествить». И верно. Да, поклонницы «Сумерек» могут быть так же бледны, неуклюжи и нескладны. Но трудно осознать, что в отличие от экранной «обычной девчонки», они никогда не встретят восхитительного красавца вампира, маловероятно, что они обретут идеальную любовь, не боящуюся никаких преград, и вряд ли за их сердце будет бороться оборотень. А ведь это так притягательно! Трудно принять и осознать, что, как и в случае с Керри Брэдшоу, заветный образ так обманчиво близок и одновременно совершенно недостижим, даже если не брать в расчет всю сказочность «Сумерек».

На ум приходит строчка из одной военной песни: «Небо - ты близко и ты так далеко». Да, возможно это похожее чувство.

Список использованных источников:

http://en.wikipedia.org/wiki/Sex_and_the_City
http://en.wikipedia.org/wiki/Bella_Swan
http://rusrep.ru/article/print/150687/
http://www.newsland.ru/news/detail/id/246083/
http://www.sweetstyle.ru/style/main/raz/monitor/1405
http://www.starpulse.com/news/index.php/2008/11/24/the_sex_and_the_city_cultural_effect

поп-культура, мужчины и женщины

Previous post Next post
Up